личный архив Ольги Мичи

Автор фото: личный архив Ольги Мичи

Автор материала: Дарья Малиновская

Ольга Мичи: «Художники не ищут ответов — они задают вопросы»

Фотохудожница, известная казанскому зрителю выставками «Уязвимые», «Лицо божества» и «Жилище будущего» — о современной фотографии, ее посыле и о том, как появляются новые произведения.

Ольга Мичи — художник и фотограф, представитель направления цифрового искусства, автор концептуальных кинематографических проектов. Ее произведения затрагивают широкий круг тем и посвящены проблемам современной жизни и глубоким философским вопросам. Например, ее интересует проблема малых культур в условиях глобализации, взаимоотношений между поколениями, изменений ценностей в условиях глобального мира, потери идентичности, мировых конфликтов и их последствий, загрязнения мировых океанов и космических пространств, проблема использования ИИ в художественном творчестве и многое другое.

Фото: личный архив Ольги Мичи

За 12 лет карьеры Ольга успела поработать фотокорреспондентом ТАСС, в качестве телеведущей реализовать авторский проект «Экстремальный фотограф», создать ряд масштабных художественных проектов, снять несколько документальных фильмов, которые были отмечены наградами в России, США, Великобритании, Японии, Германии, Сербии, Болгарии, Финляндии и Чехии. Мичи также является участником арт-группы ГрОМ и сооснователем Центра визуального искусства Béton, где регулярно выступает в качестве куратора различных проектов в области современного искусства.

GALA поговорили с фотохудожницей о ее работе, искусстве фотографии и вдохновении.

Вы всегда знали, что хотите стать фотохудожником? Откуда появился интерес к творчеству?

— Изначально мои планы на жизнь были совсем другими. Профессионально фотографией я начала заниматься 12 лет назад, когда стала увлекаться исследованием различных ритуалов и культур малых народов Африки. Именно благодаря этому получила приглашение от Виталия Игнатенко, который в то время был генеральным директором ИТАР-ТАСС. Затем последовало сотрудничество с RT и ВГТРК. В этих проектах я в основном отражала мир таким, какой он есть. Но в какой-то момент мне этого стало мало, появилась потребность выражать свое отношение к этому миру, и более того — создавать свои собственные, узнаваемые, художественные миры. Так я начала работать над проектом «Уязвимые» в 2017 году. Съемки длились два года и проходили в трех странах: В Эфиопии, Мьянме и в России (регион Чукотки).

Фото: личный архив Ольги Мичи

Расскажите про свои работы: где вы выставлялись, с кем коллаборировали?

— Серии «Уязвимые» и «Лицо божества» были опубликованы англо-немецким издательством TeNeues. Альбомы представлены в 70 странах мира. Сами серии включают более 200 работ. Каждая серия — это полностью готовый выставочный проект.

В проекте «Уязвимые» зритель оказывается в эпицентре глобальной проблемы выбора между прошлым и будущим, разобщенностью и единством, многообразием и унификацией.

Проект «Лицо божества» призывает исследовать отмеченную проблему глубже — задуматься над тем, чем именно человечество руководствуется при выборе того или иного поворота на своем пути. Ведь характер решения определяется комплексом причин, в котором важны не столько преходящие обстоятельства или особенности местного этикета, сколько устойчивые, свойственные любому человеку базовые добродетели, страхи и связанные с ними слабости.

Фото: личный архив Ольги Мичи

Проект творческой группы ГрОМ «Жилище будущего» предлагает заглянуть за пределы современной повседневности, чтобы увидеть, как тот или иной выбор пути может повлиять на облик вероятного будущего. Будет ли человечество жить в гармонии с собой и миром природы, путешествовать к неизведанным уголкам вселенной во множестве измерений, достигать неизученных подводных глубин, или же столкнется с нехваткой поглощаемых ресурсов, поставит под угрозу свое существование и разрушит свою уникальную творческую сущность? Ответ на это могут дать только сами зрители, которым предстоит не только поместить себя на место героев моих произведений, но и выбирать между многообразием альтернатив будущего в действительном мире.

Фото: личный архив Ольги Мичи

Я выставлялась на многих площадках российских государственных музеев: в главном штабе Эрмитажа, Государственном Русском музее (Мраморный дворец), мультимедиа-пространстве «Арт Музей Москвы», Галерее современного искусства ГМИИ РТ, Екатеринбургском музее ИЗО, Новосибирском художественном музее и Государственном культурном центре Пакгаузы в Нижнем Новгороде. В последнее время я работаю в соавторстве с Алексеем и Артемом Логиновыми, вместе с которыми мы образовали творческую группу ГрОМ.

Фото: личный архив Ольги Мичи

Как и где прошла ваша первая выставка? Получили ли вы от нее то, чего ожидали?

— Если говорить о художественных проектах, то первая крупная выставка в Москве состоялась в 2021 году, в июне на ХII Московском международном биеннале МАММ «Мода и стиль в фотографии» под кураторством Ольги Свибловой в ЦВЗ «Манеж». Под проект «Уязвимые» была отведена главная аллея и отдельная огромная выставочная площадь, что позволило показать 119 работ крупного формата (167 х 80 см). А одна из работ стала лицом биеннале и была напечатана на гигантском баннере, который висел на здании. Все работы после биеннале вошли в коллекцию МАММ. Буквально через два дня после открытия биеннале я представила проект в Мюнхенской галерее Immagis Fine Art Photography (Германия). Затем были выставки в Государственном музее Востока (Москва), в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и так далее. В общем, более 20 персональных выставок на музейных площадках за три года.

Фото: личный архив Ольги Мичи

Организаторы сами с вами связываются по поводу сотрудничества? Если да, то каким образом?

— Как правило, обращаются напрямую, по рекомендации, либо связываются с моим представителем Максимом Ковешниковым. Иногда присылают письма на адрес ЦВК Béton. В общем найти меня не сложно.

С чего вы начинаете новую работу?

— С идеи. Многие считают, что фотосъемка — это самый быстрый способ создать художественное произведение. Во многих случаях это действительно так, если, конечно, под «произведением» подразумевается нечто, не требующее каких-либо умственных усилий, вроде любительского селфи или туристического пейзажа. Вместе с тем в ситуации, когда становится необходимо создать действительно значимый шедевр, техническая скорость получения фотографического изображения отступает на второй план по отношению к необходимости разработать концепцию и подготовить содержательную сторону будущей работы.

Самая дорогая ваша работа? Самая любимая?

— Надеюсь, вы не о цене (смеется). Я люблю все работы моих проектов и оставляю для себя в тираже авторские экземпляры. За каждой из них стоит своя история, но при этом я стараюсь оставаться отстраненной и беспристрастной: закончив проект, уже работаю над разработкой следующего. Если серьезно, то цены на мои и отдельные работы творческой группы ГрОМ достигают нескольких десятков тысяч долларов. Цена зависит от размера отпечатка, тиража, техники печати, от престижа коллекции, в которой находится такой же отпечаток, и от масштаба культурного резонанса, вызванного работой.

Топ-3 лучших художников России? Зарубежных?

— Смотря о каком периоде времени мы говорим. О ныне живущих, или уже ушедших, но оставивших свой значительный след в истории мирового искусства. Топ современников это, конечно, Илья Кабаков, Эрик Булатов и Гриша Брускин. Из зарубежных авторов это Герхард Рихтер, Ансельм Кифер и Андреас Гурски. Если брать более ранний период — это Владимир Татлин, Казимир Малевич и Василий Кандинский. Из зарубежных — Клод Моне, Пабло Пикассо и Джексон Поллок.

Какая из недавних выставок лично вас потрясла?

— Выставка Андрея Чежина «Кнопка и модернизм» в нашем центре. В этом проекте художник переосмысляет огромный срез в истории искусства и создает свои неповторимые оммажи, используя обычную канцелярскую кнопку. Андрей в этом проекте выступает и творцом, и исследователем, и историком искусства одновременно. Потрясающий автор с потрясающим видением и чувством юмора. Я всегда очень жду его новые серии работ.

Расскажите подробнее о вашей киноленте «В тени больших деревьев». Как вы реализовывали этот проект?

— В 2013 году во время посещения ЦАР я познакомилась с Луи Сарно — американским исследователем традиций пигмеев ба’Ака. Луи много лет жил среди пигмеев и проникся к ним настолько, что защиту и сохранение их культуры, обычаев и традиционного уклада превратил в миссию своей жизни. Мы договорились с ним, что я подумаю, какую помощь смогу им оказать и обязательно вернусь обратно с готовым решением. Спустя два года я прилетела со съемочной командой и в течении 5 дней в абсолютной глуши, не понимая языка пигмеев, мы интуитивно отсняли весь фильм. Фильм вызвал громкий мировой резонанс, получил престижные мировые кинонаграды, вошел в топ рейтинга лучших документальных фильмов 2016 года. Победа, которой мы особенно гордимся — это победа на международном фестивале документальных фильмов Международного комитета Красного Креста. Во время мирового проката фильма мы получали предложения о продаже исключительных прав на исходные материалы от телевизионных компаний HBO и BBC. Это был наш первый документальный фильм, успех которого мотивировал нас на производство следующих картин Missing girls, «Мой друг Йети», «Оторванные». В феврале этого года мы представляем широкой аудитории документальный фильм «Последний постмодернист».

Фото: личный архив Ольги Мичи

Фото: личный архив Ольги Мичи