brodsky.online

Автор фото: brodsky.online

Автор материала: Ольга Некрасова

«Мрамор» по Бродскому: в чем смысл концепции одиночного показа и откуда ажиотаж

Посмотрели премьеру по пьесе Иосифа Бродского, приуроченную ко дню его памяти (28 января Бродский умер). Постановку можно было увидеть только один раз.

«Стоит ли расстраиваться, если что-то было непонятно?» - так звучал вопрос одной из зрительниц, когда артисты «Мрамора» вышли на поклон. «Непонятность - самый главный смак», - резюмировала команда.

Спектакль по пьесе Иосифа Бродского действительно сложный по наполнению. О многих вещах после него хочется задуматься. Его нельзя было посмотреть в театре, как мы привыкли - только по билетам онлайн и в момент прямой трансляции. В записи спектакль будет доступен только сутки после показа - они истекают 29 января в 18:00 (постановка длится чуть больше часа).

Постановщик проекта Евгений Цыганов - известный актёр и главный герой прошлогоднего фильма «Мастер и Маргарита». Спектакль записывался в петербургском музее «Полторы комнаты», посвященном творчеству поэта. Идею предложил директор музея - Максим Левченко.

Главную роль сыграл сам Цыганов. С ним на сцене были Денис Самойлов и Вася Михайлов. Самойлова, кстати, Цыганов выбрал без кастинга - он хорошо был знаком с персонажем, описанным Бродским. На одном из спектаклей режиссер увидел Пьера Безухова в исполнении Самойлова и сразу решил предложить ему роль Публия (одного из главных героев).

Некоторым посчастливилось смотреть спектакль почти вживую - в музее «Полторы комнаты» в момент записи, но только на экранах, так как спектакль писался в закрытой комнате. В чем смысл такого необычного формата? Дело в том, что в музее помещается не больше 15-20 зрителей, а так спектакль посмотрели 5000 человек - и это только в прямом эфире.

Кадр из спектакля "Мрамор"

Автор фото: brodsky.online

О чём «Мрамор»?

Бродский написал эту пьесу в 1982 году. На тот момент стихи писателя знали уже не только в нашей стране, но и во всём мире. Но немногие из читателей знали, что он пробовался и в прозе. В итоге написал всего две пьесы - «Мрамор» и «Демократия». Обе носят фантасмагорический, философский характер. В обеих поднимаются сложные социальные темы. Видно, что каждая из них раскрыта сквозь призму большого, непростого жизненного опыта Бродского.

В «Мраморе» мы оказываемся в вымышленном государстве, похожем на Римскую империю. В тюремной камере сидят заключенные - Туллий и Публий. За ними наблюдает скрытая камера. Вся пьеса построена на их диалогах. А говорят они обо всём - о женщинах, об устройстве государства, о смысле жизни.

Мы привыкли воспринимать пространство и время как неотделимые друг от друга процессы. Бродский будто приглашает нас посмотреть на это мнение под другим углом - что, если в условиях ограниченности пространства начинает расширяться и углубляться ощущение времени?

Человек может быть помещен физически в место, где ему суждено отбывать наказание всю жизнь. Но на уровне духовном, мыслительном, у него есть возможность посетить совершенно иные точки вселенной - от тропического леса до космоса. Публий и Туллий символизируют две части человеческой души, которые бесконечно противоборствуют. Их общение похоже на поток мыслей, приходящих к человеку в голову перед сном.

Многогранные и сложные персонажи

Хоть Туллий и называет Публия «варваром» - на него можно взглянуть иначе. Он в первую очередь гедонист - человек, который вместо размышлений об историческом, философском и глубоком предпочтет вкусно поесть и оказаться в дождливый день в «сенате». При первом прочтении пьесы возникает простое желание осудить персонажа за низкие моральные качества, думы о повседневном и отсутствии желания стремиться куда-то. Но Публий есть в каждом из нас. Это изголодавшийся по впечатлениям человек. Он существует только в той плоскости, где превалирует материальное. Наверное, если бы вы встретили такого человека в жизни, он бы утверждал, что всё можно купить за деньги, а ценнее плотских утех ничего не найти. Его грубый, но прямой язык и некоторая примитивность мысли выдает простого, но честного собеседника. Такие люди могут прослыть дураками только среди тех, кто не задумывается о собственном поведении. По сути Публий - отражение нашего плотского, животного начала, которое всегда в конфликте с началом духовным.

Туллий - зеркало романтической, поэтической части души. Он постоянно пребывает в размышлениях о самом разном - от космоса до того, как устроено государство. В его руках одна книга сменяет другую. При этом его нельзя назвать собеседником, располагающим к себе.

Туллий - отражение всего сакрального, что хранится в нашем сердце и в нашей памяти. Это то, чем мы не делимся с родственниками, друзьями, коллегами, мужьями, жёнами. Это неограненные идеи и тайные помыслы, которые мы никак не решаемся сотворить. И в то же время это отражение всего жизненного опыта, который в нас был заложен внешним.

Быть таким, как Туллий, в нашем обществе почетно. А выпускать из себя Публия - порицаемо. Каждый сам для себя принимает решение, на чью сторону в процессе сюжета встать.

Если говорить о теме времени - тут можно застрять на много часов. Мне «Мрамор» напомнил последнее произведение Джека Лондона - «Странник по звездам». Главный герой, которого постоянно скручивали в смирительной рубашке, как и герои «Мрамора», задумывался о бесконечности времени. Постоянные физические наказания и пребывание в одиночной камере заставили его уйти из мира материального в мир духовный.

Как в «Страннике по звездам», так и в «Мраморе» улавливается одна мысль - пространство не властно над человеком, хоть и «эксплуатирует» его, по словам Бродского. Настоящая ценность - время. Время, которое отводится на мысли. Время, которое, в отличие от денег и вещей, идёт неумолимо вперед и не дает нам второго шанса. Время, которое даже в условиях ограниченного пространства может нам подарить тысячи размышлений о самых разных вещах, на которые способны наш ум и наша фантазия.

Кинематографичность постановки

Наблюдать за всем происходящим было интересно с кинематографической точки зрения. Мы видим сюжет только глазами оператора. А это значит, что он руководит тем, на что нам обращать внимание, а где его ослаблять.

Вот, например, главные герои композиционно разделены во время очередного спора. Экран разделен на три части - на одной изображен Публий, на другой - канарейка, и на третьей - Туллий. Монтаж - часть художественной постановки.


Кадр из спектакля "Мрамор"

Автор фото: brodsky.online

Кадр из спектакля "Мрамор"

Автор фото: brodsky.online

А здесь композиция выстроена необычно - все направляющие линии в виде мятых штор устремлены к человеку, а это заставляет нас акцентировать внимание именно на нём. Цвета, фактура, декорации - здесь важно всё. Сама постановка в чем-то футуристична и абсурдна за счёт этих декораций.

Выход между актами Васи Михайлова, играющего канарейку, напоминал по атмосфере фильмы «Лето» и «Шапито-Шоу». Стихи Бродского и других поэтов, наложенные поверх простой, минималистичной аранжировки, создают ощущение чего-то сказочного, нереалистичного.

Каково быть онлайн-зрителем?

Кому-то покажется, что сам факт просмотра постановки онлайн «крадет» масштаб впечатления от происходящего, ведь у тебя нет возможности воочию увидеть актёров, посмотреть им в лицо. Нет возможности почувствовать запахи музея, окунуться физически в исторический контекст. Но на самом деле оба формата равноценны, и возможность увидеть спектакль в прямом эфире - это то, чем одарил нас 21 век. Это эксперимент, каприз времени, о котором рассуждает Бродский - и как будто реверанс теме спектакля.