GALA

Автор фото: GALA

Автор материала: Дарья Малиновская

Казанский иммерсивный театр: от первых экспериментов до индивидуальных проектов

Как ставят камерные спектакли в столице Татарстана.

Иммерсивный театр для Казани — уже не культурный феномен, но и еще и не привычная форма искусства. GALA поговорила с основателями иммерсивных спектаклей в столице Татарстана о том, что зрители ищут в жанровых театрах, как они создаются и какие точно стоит посмотреть.

Насколько сложно создавать иммерсивный театр

Первоочередная задача — определиться с жанром спектакля и способом воздействия на зрителя. Гость будет отдельным персонажем или просто молчаливым участником событий? Особенно сложно на начальных этапах соединить пространство с артистами и художественным решением, чтобы все работало как единый механизм. Большая сложность и в сценарии: он должен быть таким, чтобы сюжет по-настоящему цеплял людей. Потом нужно собрать достойных актеров, которые подойдут на те или иные роли, найти площадку и выстроить декорации.

— Первый спектакль был сложным. У нас зрители пока не воспринимают, что можно находиться внутри спектакля. Они не знают, как реагировать на происходящее. Бывало, что люди старались не мешать актерам и тактично отходили, если они к ним приближались для взаимодействия, — вспоминает учредитель спектакля «Пиковая дама» Даниил Миронов.

Режиссер спектакля «Палачи» Эдгар Гизатуллин делится, что считает постановку удавшейся, когда не может определить: это сейчас была игра актеров или все на самом деле произошло?

Автор фото: личный архив Эдгара Гизатуллина

Насколько сейчас популярен жанр иммерсивных постановок

Иммерсивное шоу существовало испокон веков. Даже древнегреческие спектакли проходили с участием зрителя. Сейчас иммерсивный театр начинает набирать обороты и врывается в тренды. Он будет и дальше развиваться настолько, насколько способна человеческая фантазия. Иммерсивные шоу можно сделать где угодно и как угодно. Можно засунуть театр-променад в особняк, как это сделали, например, режиссеры «Анны Карениной», или в бар, как это сделали «Палачи». Люди будут придумывать какие-то новые варианты раз за разом.

— В Москве иммерсивное шоу популярно уже несколько лет, а сейчас переживает расцвет и в Казани. У нас были провалившиеся попытки, после которых люди опускали руки. Но до сих пор находятся те, кто, стремясь за трендами, без каких-либо познаний в театральной сфере пытаются создать подобное шоу, не объясняя актеру его роль и задачу, и получается, что даже профессиональный артист превращается просто в аниматора.

Автор фото: GALA

Иммерсивный театр — это маленький шаг к переходу самого театра в нечто большее. Сейчас шоу в Казани действительно очень популярно и становится востребовано, но люди его еще не понимают. Но те, кто уже побывал в Москве на подобных постановках, уже знают и сравнивают, как может быть еще, — делится Даниил.

— Да, иммерсивный театр сейчас вообще на пике популярности, и мне кажется, что даже чересчур. Он может работать — и должен работать — на маленьких площадках, иначе говоря камерных. Поэтому у организаторов стало больше возможностей. Маленьких площадок у нас полно. Ты арендовал какую-нибудь комнату, поставил штук 30-40 кресел, загнул цены — и вот уже окупил спектакль. Или же вот наши бары охотно готовы сотрудничать с театрами, — говорит режиссер «Не Вишневого сада» Дмитрий Савин.

Как изменилась театральная индустрия

В России театральная индустрия всегда была на высоком уровне. Добавляются только маленькие элементы, которые были преднаписаны еще нашими театральными предками. Театр сегодня перешел в маркетинг. Иммерсивные постановки могут идти где угодно: в кафе, на улице, в торговом центре. Для каждого жителя города в любом месте можно сделать постановку, это привлечет продажи. Это не обязательно будет история про театр, можно донести, например, философию какого-то бренда, вокруг этого построить спектакль. Благодаря новому поколению, которому больше интересен онлайн-формат, скорее всего, появятся новые проекты и веяния театра в интернете.

— Мой сын будет ходить на спектакли не потому, что я, его отец, создаю и организую театральные постановки, а потому, что театр будет и дальше жить благодаря изменениям. И речь не только про онлайн-формат, — считает режиссер «Пиковой дамы».

Автор фото: личный архив Даниила Миронова

Как выбрать, что поставить

Идея спектакля может родиться под само место его проведения. Где-то подсказывает команда, как спектакль развить, раскрутить, украсить и дополнить. Организаторы тестируют проект, а затем смотрят на отклик зрителя.

— Я работаю от музыки: сначала слышу музыку, а потом ко мне приходит идея, которую я разворачиваю. В «Не Вишневом саду», кстати, играет одна и та же мелодия, но в разных аранжировках на протяжении всего спектакля — от классики до R&B. Я считаю, что в спектакле работа с музыкой очень важна. Вот почему я не люблю классические академические постановки, где большие монологи просто в тишине, даже без интершумов. Музыка же создает нужную атмосферу. Текст может быть, на самом деле, любой, а подложи грустную аудиодорожку под него — и человек воспримет все иначе, — уверяет Дмитрий Савин.

Работа актеров

Разделять театр в целом, наверное, можно на профессиональный и непрофессиональный. Направления могут быть абсолютно разные — под разного зрителя, под определенную аудиторию, под разные классы людей и их финансовые возможности. Все зависит от того, как это будет сделано и преподнесено. Важно иметь не только яркую обложку, но и хорошую наполненность. Если эти факторы сочетаются, то есть шанс, что шоу будет продолжаться. Людям это будет нравиться, и они будут приходить еще и еще, и не один раз.

В момент спектакля может произойти все что угодно, но для актера самое главное не отступить от игры. Ты можешь рассмеяться, если тебя смешат, но это должно быть оправдано ролью. На обычной сцене ты не видишь зрителей из-за софитов, которые тебя слепят. А в иммерсивном спектакле ты лицом к лицу со зрителями, которые смотрят прямо в глаза и выражают свое довольство или наоборот.

— Когда я сам в первый раз начинал этим заниматься еще в 2015 году, я адаптировался, потому что было очень непривычно. Осознал, что зритель является таким же действующим лицом, как и другие актеры. Соответственно, ты можешь с ним взаимодействовать, отталкиваясь от своей роли, и это абсолютно нормально. Чем правдивее ты будешь, тем интереснее будет зрителю. Для меня это даже в какой-то степени интереснее, чем классический театр, потому что это более приближено к жизни, так как в рамках иммерсивного театра нет четвертой стены, — рассуждает Эдгар.

Автор фото: «Палачи»

Как выбрать помещение для реализации интерактивного спектакля

При выборе площадки самое главное — комфортная визуальная составляющая. Еще один важный критерий — чтобы атмосфера площадки совпадала с атмосферой самого действия и зритель мог максимально погрузиться в спектакль. Чтобы действия не происходили, например, в русском ресторане, когда речь идет про ирландский паб.

— Мне важна камерность помещения. Если это помещение очень большое, актер начинает пропадать. Место действия — не зрительный зал, а жизнь, — делится Эдгар.

Зрители на подобные постановки приходят совершенно разные — от молодых ребят до пожилых людей. Кто-то хочет просто познакомиться, кто-то — получить новый опыт, кто-то — просто выпить и отдохнуть, а заодно посмотреть представление. Бывают зрители, которые в какой-то момент действительно забывают, что идет спектакль, и так погружаются, что начинают шуметь, разговаривать и нарушать концепцию происходящего. И другие зрители, которые внимательно наблюдают за действием, участвуют в этом процессе, могут не получить того, за чем они пришли.

Автор фото: GALA

Иммерсивные спектакли в Казани

— Мне нравятся все постановки наших коллег. Я за объединение общих мыслей, идей и за объединение в одно сообщество тех людей, которые хотят сдвинуть это направление в какой-то новый формат. Пускай спектаклей будет как можно больше. Думаю, будут проекты совместные, благодаря которым мы сильно вырастем и будем встречаться уже на больших конкурсах в других городах, а может быть, и странах, — уверен учредитель спектакля «Пиковая дама».

— Так как я сейчас не проживаю в Казани и приезжал только для постановки, у меня, к сожалению, не было возможности посмотреть другие спектакли. Я был только на «Анне Карениной». Я очень люблю спектакль «Палачи», честно скажу. В Казани он мне нравится больше, чем в Москве, потому что я позаботился о качестве этого спектакля и об актерах. И вот уже в мае будет два года, как мы играем наш спектакль в Казани, и всегда рады видеть новых зрителей и даже тех, кто у нас уже был. Приходите, мы угостим вас пинтой пива, — смеется Гизатуллин.

В данный момент команда Даниила Миронова, создавшая «Пиковую даму» (показы проходят в «Доме Остермана»), готовит сценарии еще для семи иммерсивных спектаклей, которые запустит до лета. Ребята даже планируют расширяться и выходить за пределы Казани.

В планах у команды создателей «Не Вишневого сада» еще спектакль с возрастным ограничением 21+ — про историю жизни маньяка. Там два временных пространства — где он маленький и где он взрослый. Суть спектакля в том, чтобы проследить, в какой момент у него сломалась психика.