Александра Кириллова/GALA

Автор фото: Александра Кириллова/GALA

Автор материала: Валерия Ракова

Фаузия Кадырова: «Мне бывает обидно за то, что происходит с татарским языком»

Казанская исполнительница рассуждает о песнях с национальным кодом, трендах в музыке и выгорании.

С каждым годом в Татарстане появляется множество новых артистов, которые готовы перевернуть музыкальную индустрию с ног на голову. Молодые, энергичные, мечтательные — глядя на этих артистов, сердце радуется за будущее татарской эстрады. Одна из таких перспективных музыкантов — Фаузия Кадырова (Fauzia), автор-исполнитель в жанрах поп и альтернатива. Начав с акустических каверов, девушка перешла к написанию авторских песен и собрала свою группу. Мы поговорили с Фаузиёй о ее пути в творчестве и национальной музыке в целом.

— С чего началась твоя карьера?

— Мой осознанный путь в музыке начался, наверное, около четырех лет назад, когда я почувствовала, что во мне загорелась эта искорка: я хочу петь и хочу быть артистом — я готова к этому. Когда я уже серьезно двигалась в этом направлении, меня вдохновила реакция людей на мое творчество. На то время я записывала много каверов и меня замечали известные артисты. Например, Клава Кока — я до сих пор пользуюсь наушниками, которые она подарила, я выиграла их в конкурсе. Лера Яскевич, Кристиан Костов, с которыми мы даже записали кавер в Москве. Я поняла, что раз меня замечают звезды, то я должна взяться за этот шанс, за этот дар и продолжать его развивать. 

Автор фото: Александра Кириллова/GALA

— Когда ты записала свой самый первый сингл, какие чувства ты испытывала?

— Мой самый первый сингл появился зимой, кстати, сейчас его даже нет на площадках. У меня никогда не было новогоднего настроения, и я очень хотела ощутить его на себе. И решила написать песню про «разную» любовь: к друзьям, близким людям. Я написала тёплую акустическую песню на английском языке.

У меня не было мыслей о том, что я могу стать знаменитой после её выхода, я никуда не спешила и не метила, но на тот момент я чувствовала удовлетворение. Мне было очень приятно от того, что я смогла себя проявить. Выход первого сингла ощущался как какой-то сюрприз, который ты очень долго ждёшь: это был процесс подготовки, начиная от задумки обложки, которую я сделала сама на телефоне, до клипа, который мы сняли у друзей. Подростковая мечта из фильма!

— Что тебя вдохновляет: возможно, творчество других исполнителей или хобби?

— Да, я вдохновляюсь как зарубежными, так и российскими артистами. Вообще, я слушаю разную музыку, конкретно сейчас мне нравится творчество Charlie XX и Banks. Banks я слушаю на протяжении многих лет, мне нравится, что она пишет песни в жанре «нетипичной» для нашего понимания и представления поп-музыки. 

Автор фото: Александра Кириллова/GALA

— Кто является твоим ориентиром в творчестве?

— Если говорить про энергетику и про поведение на сцене, то это певица Холзи — я слушаю ее с подросткового возраста. Мне нравится, как она отдается на сцене, как она погружается в музыку и абсолютно не стесняется своих движений, голоса — это то, что вдохновляет меня в ней как в артисте.

— Веришь ли в существование «трендов» в музыкальном направлении? Какие из них можешь выделить?

— Говоря про музыкальную индустрию в Татарстане, сейчас есть тренд на музыку на татарском языке. С каждым годом артистов, которые сочиняют песни на родном языке, становится все больше и больше. Если говорить про глобальные тенденции, на данный момент в моем плейлисте присутствует вайб зарубежных девяностых — все мы знаем, что мода циклична. Люди устали от однотипной музыки под одинаковые биты, хочется вернуться от чего-то электронного к акустическому, привычному и классическому.

— Каким образом можно добиться успеха в музыкальном творчестве? Можно ли сказать, что успех зависит от «трендов»?

— Я считаю, что этот успех будет краткосрочен, если выпускать трендовые треки постоянно. Но если человек вырастет из этого узкого направления, то он сможет добиться высот. Как бы грубо это ни звучало, допустим, есть артисты-однодневки, которые «выстрелили», прогремели месяц, два, три. У них до сих пор могут набираться миллионы прослушиваний, но они никогда не соберут концерт — просто потому, что у них нет больше известных треков, у них нет чего-то запоминающегося в образе, потому что таких, как они, — конвейер. Честно говоря, они появляются каждый день, каждую секунду. Главное — вовремя выйти из этого образа. Я поняла, что это абсолютно не мое.

— В своем блоге ты упоминаешь, что пишешь песни и для других проектов. Каким образом складывается работа с артистами?

— Обычно ко мне обращаются люди, которые уже знакомы с моим творчеством, и они примерно представляют, что из нашей командной работы может получиться. Например, это знакомые знакомых — получается некое сарафанное радио. Сам процесс начинается с того, что мне дают ТЗ, скидывают референсы — то, как артист представляет себе песню и ее звучание. Я начинаю писать текст, музыку, опираясь на эти данные. И дальше мы работаем над правками, а после артист едет записывать сингл в студию, доводить дело до ума.

— Как ты относишься к артистам из Татарстана, которые верят, что действительно успешную карьеру можно построить только в столице? Не возникало ли у тебя мыслей о том, чтобы покинуть Казань?

— Я думаю, что в Москву есть смысл  ехать с «определенным багажом». У меня были мысли уехать, но уже достигнув желаемого уровня, чтобы мне не пришлось заново проходить эту дорогу. Я воспринимаю это как переезд в другую страну — это абсолютно другой мир. Там правда больше возможностей, но я считаю, что намного лучше и комфортнее для человека собрать команду в родном городе, иметь людей, которые будут тебя поддерживать в случае чего, вместе дальше работать. Я считаю, что Москва — идеальное место для старта. Есть очень много неуслышанных людей, которые хотели бы стать заметными — в столице они смогут найти реализацию своих талантов. И я думаю, что самое главное — в каком бы городе человек ни был, необходимо иметь сильную команду. Тем более, когда мы живем в эпоху социальных сетей. Я не считаю, что город, в котором ты живешь, имеет большое значение. Те же самые фестивали: некоторых артистов приглашают из абсолютно разных точек России на крупный фестиваль в Москву — им никак не мешает местонахождение в другом городе.

— Публика замечает, что сейчас на пике популярности находятся артисты, известные благодаря попсовым «однодневным» песням, как ты говорила у себя в блоге, — как ты относишься к такому феномену? Смогла бы ты писать то, о чем не хочется, ради колоссальной популярности?

— Я бы не стала писать такую песню, которую мне бы не хотелось спеть. Когда я работаю над песней, я делаю ее такой, какой бы мне было приятно ее исполнять. Так что это вариант, наверное, исключен. 

— А если такое предложение поступит от крупных продюсеров? 

— Смотря на каких условиях, честно говоря. В совсем скором времени я еду на кастинг в достаточно крупный проект нашей страны. Это было совершенно внезапно! Я решила для себя, что, если меня заставят вытворять какой-то треш, я покину проект и уеду. Если бы у меня «выстрелила» дурацкая и однотипная песня, которая мне не нравится, то мне было бы стыдно, наверное. За то, что я написала хит — один единственный – и меня узнавали только по нему, меня бы это безумно раздражало. Так что нет, я отказываюсь от этой идеи.

— Как ты развиваешься в музыкальном направлении в Казани? Можешь ли ты выделить особенные площадки для выступлений?

— Ну, я пишу песни, я их пускаю, это не зависит от моей локации. Самые приятные площадки, на которых я выступала, были организованы Дирекцией парков и скверов. Я действительно просто обожаю то, что они делают… Это не реклама! (Смеется.) Их команда очень ответственно относится к работе: начиная с таймингов, заканчивая саундчеками, самим звуком на площадке. 

— Почему ты считаешь важным продвигать национальный код в музыке?

— Потому что не хочется потерять эту национальность, идентичность. Мне бывает обидно за то, что происходит с татарским языком и в целом с культурой. Я очень рада, что есть люди, которые продолжают работать в этом направлении, потому что мы создаем историю, как мне кажется. И я думаю, что я отношусь к тому типу людей, которые считают, что нужно помнить о своих корнях и национальной идентичности. Это фича, а не баг! Если вспомнить Манижу, насколько я знаю, она восточной национальности и как раз-таки добавляет в песни с русским текстом характерные национальные элементы, за счет этого, как показывает практика, треки становятся популярнее. Я думаю, что музыка помогает людям, которые, может быть, стесняются своего языка или у них плохое мнение о нем, что он «колхозный, деревенский». Я думаю, что мы помогаем изменить эти неверные суждения, потому что у меня у самой были такие предрассудки, и я начала петь на татарском, просто потому что хотела это изменить. Мне надоело слышать по радио те же баяны, аккордеоны, непонятные голоса, которые поют в нос, — как будто у нас нет альтернативы для молодежи.

Автор фото: Александра Кириллова/GALA

— Каких перспективных исполнителей Татарстана ты можешь выделить и почему?

— Я очень полюбила то, какую музыку пишет Усал. Этим летом я полюбила его на лайве. Несмотря на то, что я не поняла половину текста (потому что это быстрая читка рэпа), я смогла прочувствовать то, о чем он поет. Как он взаимодействует с публикой — это искусное дело. Я думаю, что он очень перспективный артист. Также могу выделить «Оммаж» — они делают очень классный синти-поп, последний их альбом был исполнен в стиле поп-рок.

— Как думаешь, чем вызван прорыв «Аигел»?

— Она уже давно была популярна, у нее уже был прорыв. Я думаю, это очень удачное стечение обстоятельств, абсолютно разное, включая социокультурные, музыкальные изменения. Я считаю, это та группа, которая ждала своего звездного часа, второй волны, если можно так выразиться. Это как раз тот тип музыкантов, которые много-много двигались, оттачивали свой конкретный стиль, искали именно свой звук, а не подстраивались под что-то, и в итоге у них получилась песня, которая тронула многих людей.

— Татарская музыка глобально претерпела изменения?

— Глобально, я думаю, нет, не перетерпела. Если людям приходит в голову старая сцена и эстрада прошлого, это показатель того, что огромных изменений не произошло. Я чувствую, что есть какое-то движение в сторону развития, но не думаю, что татарская музыка резко поменяется в ближайшее время. На эти изменения спрос небольшой, все привыкли к эстрадным артистам. Они спокойно собирают залы, поют под фонограмму либо под какую-то минусовку. Могу лишь похвалить за маркетинг!

Автор фото: Александра Кириллова/GALA

— Как думаешь, музыка с национальным кодом будет переосмыслена?

— Я думаю, что это уже происходит, я сама работаю над такими песнями. Надеюсь, что у меня получится их выпустить в этом году. И я думаю, что с современным звучанием, возможно, даже с трендами, это будет звучать довольно хорошо. Например, взять певицу Дышать, её настоящее имя Гульназ, её последний альбом с треком «Балам» набрал достаточно много откликов. В этих песнях она не просто использовала фольклорный мотив, а чуть ли не хип-хоп читала, добавила инструментальной музыки и объединила все в одно целое. Получился у нее такой хип-хоп-фолк, что в рамках Татарстана, я думаю, достаточно хорошо распространилось. Это отличный пример того, как можно комбинировать.

— Сейчас ты преподаешь музыку — ты видишь в этом себя в будущем?

— Я думаю, что, если бы у меня не было огромного стремления к тому, чтобы стать артистом, это была бы моя основная профессия, потому что мне очень нравится делиться своими знаниями и навыками с другими людьми. Можно сказать, что это та же работа с аудиторией — там я получаю то же самое, что и на сцене во время пения. Просто здесь есть еще элемент обучения других. Но я рассматриваю это скорее,как «план Б», как то, к чему я всегда смогу вернуться. 

— Во многом ли отличается музыкальное образование в России от западного?

— Я думаю, многое зависит от заведения. Но самое первое отличие, о котором нам сказали еще в начальном классе музыкальной школы, что именно в России очень сильное музыкальное образование. В России музыкальное образование бесплатное, в то время как за границей люди тратят огромные деньги на него даже на начальном этапе. Пока они 20 минут расчехляют инструменты, пока настраиваются, там остается 20–15 минут на игру — люди именно на этом и зарабатывают деньги. Моя подруга училась в Австрии, казалось бы, музыкальный центр, но никаких знаний она там не получила. Возможно, дело в менталитете — мы очень торопимся, нам нужно максимально качественно все отработать.

Автор фото: Александра Кириллова/GALA

— Ты достаточно активно ведешь свои социальные сети, а также участвуешь в творческих съемках. Тебе нравится быть на виду?

— Я отношусь к тем, кто так устает от этих соцсетей, но я стараюсь как-то балансировать в этом. Раньше я очень сильно расстраивалась из-за того, что видео не «залетают» в рекомендации. Часто я снимала какое-то видео на 30 секунд, а потом пересматривала его весь день, обновляла страницу — я понимала, что ускользаю от реальной жизни. В какой-то момент у меня «залетел» ролик на 100 тысяч просмотров. Да, я правда смогла встретить благодаря социальным сетям приятные знакомства, получить новые предложения. Это очень здорово, но это тоже нужно мониторить и отслеживать. Если говорить про реальную жизнь, я думаю, что все связи находятся все-таки здесь, через знакомых знакомых и так далее. А соцсети — это такой дополнительный бонус, который необходимо регулярно соблюдать. Важно делать проморелизы своих альбомов, треков — это отличный инструмент для того, чтобы подготовить свою аудиторию, вовлечь ее, чтобы она пришла и заинтересовалась твоим творчеством. Тебе не нужно снимать кучу роликов с «трендами», нужно либо адаптировать их под себя, либо оставаться собой и выкладывать то, что тебе нравится. Самая успешная формула — выкладывать и больше не думать о выложенном, продолжать жизнь в твоей реальности. 

— Как ты продвигаешь себя в музыке?

— К счастью, с меня упала техническая ноша (техническая часть релизов и подгрузки, раскидывание по плейлистам). Недавно я начала выгружать свои песни совместно с Forward Music — это московский лейбл. Это в первую очередь то, что повышает узнаваемость и прослушивание. Второе — это постоянно мониторить фестивали и концерты. Мне кажется, онлайн тяжелее зацепить человека, чем в офлайн — это совершенно другое восприятие. Третье — это интересные съемки, тщательные размышления о концепции альбома, именно визуальной составляющей. Есть даже статистика, по которой в «Яндекс.Музыке» намного чаще лайкают песни, у которых есть видеошоты.

— Были ли у тебя моменты выгорания? Что тебе помогает не опускать руки и двигаться дальше?

— На самом деле, когда мне тяжело, я просто выплакиваюсь — это все накопившиеся стресс, усталость. Потом у меня появляются новые силы, я действительно хочу творить. Как я не опускаю руки? Возможно, я высокого мнения о себе, но мне было бы очень жаль, если бы мою музыку так и не услышали люди. Я считаю, что она достойна внимания в этом плане. Мне будет обидно, что я так и не реализовала свои мечты, не оказалась на своем месте. Самое главное, что мной движет, это мотивация не упустить то, что я имею сейчас. Если я сейчас остановлюсь, то зачем тогда были все эти старания и титанический труд? 

Автор фото: Александра Кириллова/GALA

— В каком направлении ты посоветуешь развиваться начинающим артистам? С чего стоит начать?

— Чтобы твердо стоять на ногах, нужно обзавестись командой, но в 90% случаев многие упускают этот момент или попросту не срастается коннект. Надо понимать, что если у вас ничего не вышло с командой, единомышленниками, вам необходимо иметь четкое представление о своем образе: собрать элементарно доску на Pinterest, написать все свои силы и стороны, в том числе слабые, характеристики. Выделить для себя основные мотивы того, что ты хочешь двигать в массу, твои ценности — это поможет в дальнейшем найти как команду, так и аудиторию. Это то, чего я не сделала изначально, но то, к чему я пришла спустя два года серьезного сценирования себя как артиста. Нужно иметь представление о себе и хорошо знать себя, изучать себя, продолжать это делать, потому что это будет внутренним ресурсом, который помогает изъяснять свои мысли в музыке, вести себя на сцене.

—  Какие у тебя дальнейшие планы в музыке?

— Первое — закончить уже сведение своего EP-альбома, я мечтаю его выпустить 1 марта. Если не задержится релиз, это будет просто чудом и огромной радостью, потому что я готовлю его с лета — это был трудоемкий процесс. Это будет новое звучание, в котором я чувствую себя наиболее гармонично — я наконец-то его нашла. И второе — это создать татарский проект, возможно, даже под другим именем, совершенно другим образом, и писать татарские песни, петь татарские песни, но в своем прочтении.

— У тебя есть мечта?

— Я думаю, что с годами я очень сильно приземлилась. Если бы ты меня спросила об этом лет шесть назад, я бы тебе совершенно чётко ответила, что хочу купить билет Meet & Greet на концерт Шона Мендеса. Я хотела спеть ему, чтобы потом он сказал: «Боже, какой у тебя шикарный голос, давай петь со мной!» А потом выйти за него замуж… Я понимаю, что это звучит как фанфик, но для меня это был четкий план и руководство. Сейчас все такое приземленное… например, поддерживать свое здоровье, держать себя в форме, заботиться о своем теле, потому что в потоке дел и вот этой всей суеты иногда просто физически нет времени и возможности заниматься спортом. Второе — свобода в творчестве, чтобы я в любой момент могла сказать, что я написала песню — все срочно на студию! Мне хочется собрать большущую команду, которая будет за любой движ. Многие мои мечты превратились во вполне реализуемые. Третье — сохранять контакт с близкими. Недавно я осознала, что прямо сейчас — самое мое счастливое время, которое я буду вспоминать с теплом. Когда у меня будет большая загруженность, я буду очень сильно скучать по тем вещам, которые казались мне неудобными. Я часто думала о том, что для многих артистов сейчас быть неузнанным в общественном пространстве – это привилегия, потому что очень многие люди от этого устают. Или когда, допустим, они отказываются от фотографии, уставшие, на них обижаются и появляются какие-то скандалы по этому поводу. Поэтому я думаю, что сейчас золотое время, когда я действительно могу насладиться жизнью.

Автор фото: Александра Кириллова/GALA

Фотографии к этому интервью сделаны в рамках спэшл-фотосессии от GALA. Одежду представил бренд Khora, за съемку отвечала фотограф Александра Кириллова, за макияж и прическу – Инна Какорлатова и Анна Маклагина из салона Studio 13. Модель — певица Фаузия Кадырова.