Личный архив Тины Кузнецовой

Автор фото: Личный архив Тины Кузнецовой

Автор материала: Денис Фокин

Тина Кузнецова: «Мне нравится, как развивается Казань»

Поговорили с певицей о семье, каверах на песни «Гостей из будущего», создании мерча и любимых местах в Казани.

Тина Кузнецова — дива. Яркая, харизматичная, талантливая, в скандалах не замеченная, дешёвой популярностью не обременённая. Певица, композитор, аранжировщик и исследовательница народной песни родилась и выросла в Казани. Здесь по-прежнему живут её родители, да и сама Тина часто бывает в родном городе, хотя давно переехала в столицу. В этот раз она приехала в столицу Татарстана, чтобы поддержать мужа — Юрия Усачёва, музыкального продюсера совместного проекта Zventa Sventana и пионера российской электронной сцены, широко известного по культовому дуэту «Гости из будущего». 17 октября Юрий выступал в Казани с сольным материалом. В рамках музыкальной лаборатории Synesthesia Lab он исполнил live вместе с симфоническим оркестром центра Софии Губайдулиной.

 

Широкой аудитории Тина стала известна в 2013 году после участия в «Голосе» — её авторская песня «Ваня» стала хитом и моментально ушла в народ. Вместе с мужем она создала уникальный проект Zventa Sventana — желанный гость на знаковых фестивалях России и других стран. Муж Кузнецовой — легенда российской музыки. Благодаря его таланту Zventa Sventana обрела самобытное звучание и ни на кого не похожий стиль. А ещё у коллектива нереально крутые клипы.

 

Автор фото: личный архив Тины Кузнецовой

Часто бываете в Казани?

— Время от времени я бываю с концертами Zventa Sventana, но я также стараюсь иногда приезжать в частном порядке, чтобы побыть с родными и друзьями. В этот раз повод совершенно уникальный — я приехала поддержать своего мужа. Юрий впервые исполнит материал своего техно-альбома Secret Box вместе с симфоническим оркестром под руководством Романа Пархоменко. Мы с Юрием слышали прекрасные отзывы о нём как о композиторе и дирижере, поэтому, когда он сделал нам предложение о сотрудничестве, решение было принято моментально. В проекте участвует большая группа композиторов, которая написала оркестровки специально для этого вечера. Программа прозвучит в сопровождении оркестра центра Софии Губайдулиной, что для нас огромная честь.

Это как? У меня в голове это пока сложно срастается. Рейв — это что-то громкое, оркестр — это что-то камерное.

— Технологии позволяют соединить две этих традиции, и мир музыки знает прекрасные примеры — наше событие не является прецедентом, но в России такие коллаборации возникают редко. И конечно, я особенно рада, это событие возникло именно здесь, в сердце Татарстана.

Вы сказали, что приехали в свой город. Сейчас, когда Ваша семья живет в Москве, считаете своим городом все-таки Москву или Казань?

— Объективно, конечно, я уже больше житель Москвы. Но мне нравится, как развивается Казань. Здесь есть чем насладиться с точки зрения урбанистики и культурных событий. При этом город сохраняет такое здоровое спокойствие, а это невероятно ценный баланс.

Вы выросли в Казани, и сейчас любимые места из той жизни изменились или их нет уже? Куда до сих пор еще любите ходить?

— Я люблю гулять по центру, особенно там, где сохранилась двух- и трехэтажная архитектура. Места с исторической застройкой всегда были мне близки, но сейчас там просто чудесно! Особенно мне нравится, что рестораны Казани приобрели абсолютно столичный уровень: кухня, атмосфера, сервис — всё на высшем уровне. Летом я всегда обязательно приезжаю на дачу к своим родителям. Это наше семейное гнездо. Дом старый и скромный, но именно там мы собираемся все вместе за вкуснейшим маминым столом. Каждый семейный вечер на даче — это интеллектуальные беседы с горячими спорами и бурным смехом.

Хотели бы вернуться в Казань жить? Или уже Москва поглотила?

— Я там, где моя работа, поэтому находиться в Москве удобно — исторически вся и музыкальная, и медийная жизнь сосредоточена именно там. Но в жизни артиста понятие дома довольно условное. Половину времени мы находимся в разъездах, живя в гостиницах, поездах и самолетах. А оставшееся время мы с семьей курсируем между Москвой, Казанью и Петербургом, родным городом Юрия. Хотя я была бы рада бывать здесь чаще с выступлениями Zventa Sventana.

Автор фото: личный архив Тины Кузнецовой

— Не так давно в эфир одного федерального канала вышло шоу, в котором участвовали поющие родственники российских звёзд. И мне было очень удивительно узнать, что на сцену вышла ваша племянница, которая тоже поёт.

— Моя племянница Агния Вяткина действительно очень талантливая девушка. Она подающая надежды скрипачка, учится на пятом курсе Казанской консерватории и работает концертмейстером в оркестре ВЮСО (Всероссийский юношеский симфонический оркестр) под руководством Юрия Башмета — всё очень серьёзно. У Агнии есть талант, и я считаю, что ей непременно нужно продолжать петь. Она отлично справилась с телевизионным дебютом, в её возрасте я волновалась заметно сильнее. И, что также важно для сцены, на неё приятно смотреть: она очень киногеничная статная красавица. Мне в целом очень повезло с племянниками. Родной брат Агнии, Платон Вяткин, сейчас учится в Академии Игоря Бутмана. Он перспективный джазовый пианист, ученик замечательного казанского педагога Андрея Руденко. Пользуясь случаем, мы всегда прославляем наших учителей — они дали нам крепчайшую базу, которую уже порой невозможно усвоить в Москве с ее запредельными ритмами. Нас взрастила Казань, и наш фундамент – семья и образование — базируются здесь.

— Поговорили о племянниках, но про сына Габриэля почему-то не рассказываете. Какой он, музыкальный?

— Да, Габриэль очень музыкальный, но, к сожалению, он отказался от идеи идти учиться музыке профессионально. Он питает интерес к мейнстримным жанрам, любит хип-хоп и даже делает первые шаги в этом направлении: занимается с папой, пишет биты, осваивает драм-машины, музыкальные программы — к своим годам он уже очень компетентен в этих вопросах. Он пока не пошёл по нашим стопам, но абсолютно органично развивается: увлекается программированием, любит школьные предметы и пребывает в гармонии с собой. Также его интересует мода, но думаю, многие 14-летние подростки чувствительны к тенденциям: оверсайзной одежде, фенечкам, шнуркам, «рикоуэнсам» (одежда американского модельера Rick Owens.GALA) и прочему.

Автор фото: личный архив Тины Кузнецовой

— Какие вы родители? Строгие или как-то балуете сына? Вот захотел он, например, что-то из новой коллекции Balenciaga, позволите ему? Или скажете, что вырастет, поймёт тяжесть зарабатывания денег и сам будет себе покупать такие вещи?

— К счастью, сын понимает, что это слишком переоценённые и быстротечные вещи. На его день рождения мы подарили какую-то дорогую одежду на свой вкус, но он сказал «Нет, мне не нравится, пожалуйста, верните всё обратно». И мы пошли сдали. Что касается методов воспитания, то мы с Юрием не строгие родители. Наша стратегия — подавать пример, показывать своими достижениями, трудом и дисциплиной, как стоит жить, — это работает. У нас хорошие отношения, мы часто приглашаем его на наши концерты, он с удовольствием приходит и берет с собой друзей. Если хочет заработать, то помогает нашему директору: носит кофе, чай и выполняет посильные административные функции и рад шансу получить свои личные деньги.

— Давайте про Zventa Sventana поговорим. Я, честно говоря, очарован и материалом, и подачей. Вы же собираете эти песни в экспедициях?

— Частично. Конечно, я езжу в экспедиции, когда есть время и возможность, но существенную часть материала я беру в архивах. За ХХ век этномузыкологами и даже любителями была собрана основная антология полевых записей народных песен, записанных с живых носителей традиции, и это настоящее сокровище, которое я беру в работу. Важно понимать, что народная песня столетиями передавалась из уст в уста, но по итогу индустриализации этот основной пласт культуры был практически стёрт. К нашей всеобщей удаче, на 1970—80-е годы пришелся расцвет этнографических экспедиций, и все эти сокровища живого предания успели поймать на плёнку.

— Вы певица из Татарстана. Было желание спеть на татарском языке?

— К сожалению, пока я не сталкивалась со старинными аутентичными записями татарского фольклора. Я люблю старинные напевы, которые перекликаются с древней традицией арабского пения. Мне это кажется более интересным, чем наследие эпохи аккордеонов и баянов. Татарское пение необыкновенно красивое, филигранное, технически сложное, и это, конечно, идея интересная. Ранее у проекта из Казани Jukebox trio была задумка сделать коллаборацию на татарском, но мы так до этого и не дошли.

— Получается, поддерживаете отношения с казанским артистами, которые сейчас в Москве.

— Да, мы общаемся, с удовольствием пересекаемся, и это не только артисты, а самые разные представители культурной среды. Наша принадлежность к Казани – это мощная объединяющая сила.

Автор фото: личный архив Тины Кузнецовой

В прошлом году вышел альбом Zventa Sventana. Насколько целесообразно артистам выпускать альбомы? Это вообще имеет какой-то смысл?

— Мы решили, что выпускали и будем выпускать пластинки вне зависимости от тенденций. Проект Zventa Sventana всегда был вне формата, но в итоге нашел свою нишу и своего слушателя. Я очень быстро смирилась с тем, что мы никогда не впишемся, например, в радийный формат, поскольку радийные институции очень консервативны. Топ-менеджеры федеральных радиостанций, как правило, не музыкальные люди, их задача — развивать бизнес и продавать рекламу, а не прививать вкусы стране, за редкими исключениями. Zventa Sventana существует с 2006 года, и мы встречали много скепсиса, мол, зачем в XXI веке заниматься народной музыкой, «все это так не модно». Однако вот мы в 2024-м, и тема возрождения своей культуры переживает новый расцвет. Правда, в эфир в любом случае залетают псевдонародные тенденции вроде «Матушки-земли».

О боже, мы затронули больную тему. Как относитесь к этой песне?

— Людям нравится то, что легко ложится на слух, и я спокойно отношусь к подобному. В моей музыкальной биографии есть пара схожих по популярности «народных» хитов — например, песня «Ваня». Интересно, что в свое время её все равно не взяли на радио. Точнее, взяли в рубрику «Неформат», поставив в ротацию в час ночи, хотя ее пела вся страна. Удивительно, но песня популярна в народе и по сей день — в этом году я даже исполняла ее на «Голубом огоньке» на Первом. И мне постоянно присылают, как дети исполняют «Ваню» на танцевальных и вокальных конкурсах, — словом, песня продолжает жить. Также я исполняла песню «Ты лети, голубок» к сериалу «Огонь любви». Я не была автором, но вся страна ее очень полюбила в моем исполнении. Кстати, этот трек во многом похож на «Матушку-землю».

Автор фото: личный архив Тины Кузнецовой

Как думаете, в 2024 году важно артисту попасть на радио?

— Конечно, огромное количество людей слушают радио в машине, маршрутке, по дороге на работу или, скажем, в магазине. Попасть в прайм-тайм очень хорошо и важно для артиста, поэтому радио стоило бы открывать какую-то хорошую музыку, не только развлекать, но и подспудно развивать вкус. Но то, что я в основном слышу, — это бесконечно сменяющиеся, при этом очень однообразные по сути песни. Сегодня есть, а завтра их не будет. Это как быстрые углеводы с убойной дозой глутамата натрия – очень сладко, солёно, но нет ни глубокого впечатления от продукта, ни насыщения, ни полезных материалов для построения новых клеток. Тем не менее радиостанции с любимыми передачами и ведущими всегда скрашивают наши будни, и это прекрасно.

В списке ваших любимых песен есть хоть одна «Гостей из будущего»?

— Одной-двумя здесь не обойтись! Мои любимые не самые радийные, но они самые классные. Благодаря этому, я думаю, их музыка все дольше и дольше будет оставаться в сердцах слушателей.

Как относитесь к перепевкам? «Моя Мишель» относительно недавно перепели «Зима в сердце».

— На мой вкус, каверы уступают оригиналу в харизме и аранжировках. Это как перепеть I will always love you Уитни Хьюстон, но очень-очень тихо и расслаблено. В каверах, как правило, отсутствует страсть, которую автор вкладывает в свое произведение.

Автор фото: личный архив Тины Кузнецовой

— Что по планам? Коллабы какие-то, выпуск линии одежды?

— Мы сейчас приступили к написанию нового альбома, несмотря на то, что совершенно не успели отдохнуть после очень насыщенного концертами лета. Поступают новые предложения, от которых невозможно отказаться — всё слишком вкусное, чтобы от чего-то отказаться. Это и музыкальные проекты, и театральные интеграции. В планах, конечно, снимать артовые клипы и покорять нового слушателя. У нас небольшая команда и слишком много задач, требующих внимания, поэтому до мерча постоянно не доходят руки, но у меня много различных задумок – в основном арт-объекты, а не просто шоперы или носки. Скорее всего, мы выпустим уникальные интерьерные предметы. На сегодняшний день я не рассчитываю на это как на бизнес-проект, здесь другой азарт — поделиться чем-то красивым, открыть новые имена художников, которые работают с разными ремеслами. В наше время особенно важно развивать наш внутренний рынок, показывать своих художников и держаться вместе. Также я планирую обнародовать фольклорный архив. Это пленки, доставшиеся мне в дар, и я считаю своим долгом открыть его миру. Оставлять такое сокровище в личном пользовании было бы просто преступно – этот архив очень ценен для этномузыкологов и для всех, кто интересуется нашим культурным наследием.