Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор материала: Любомир Ковырушин

Фестиваль Hip-Hop Kazan впервые прошел на арене цирка

Как выглядит казанская уличная культура — в нашем репортаже.

Фестиваль Hip-Hop Kazan появился после пандемии – впервые его провели в 2021 году в ДК имени Ленина. С тех пор площадки постоянно менялись, и вот в 2024 году фестиваль дошел до арены Казанского цирка. В этот раз в нем приняли участие не только танцоры, но и приглашенные музыканты. Многие из них выступали, используя необычные инструменты. А битмейкеры вообще соревновались параллельно с танцорами, представив совершенно новый для Казани формат.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

На арене Казанского цирка в этот вечер собралось несколько сотен людей — не меньше 400. Все ряды, направленные на переднюю часть сцены, были заполнены хотя бы наполовину. Помещение освещал приглушенный голубой свет, сфокусированный на танцполе. Большую часть осветительной техники, декораций и музыкальной аппаратуры обеспечили организаторы. Позади сцены фристайлили танцоры — они вот-вот выйдут на баттл. Толпа людей в оверсайз-футболках, мешковатых свободных джинсах, майках и худи олицетворяло сам хип-хоп. Стиль здесь сквозил во всем — начиная от одежды кислотного цвета и заканчивая головными уборами всех мастей: банданами, панамками и бини последних моделей.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

В какой-то момент свет в зале потух. Заиграла поначалу тихая, но постепенно нарастающая музыка, напоминающая вступление особо воодушевляющего фильма. Резко появился свет. Энергично заговорил ведущий. Начался open performance. Музыкант-перкуссионист Эрик Марковский играл на хэндпане (это такой инструмент в форме летающей тарелки из двух соединенных металлических полусфер), варгане (древний азиатский инструмент, на котором играют ртом) и бендире (барабане с деревянным каркасом), с другой стороны сцены музыкант Регина Ракитянская исполняла композиции на домре и калимбе. Все это звучало под барабанный бит и отдавало загадочными арабскими мотивами.

— Это была сплошная импровизация. Мы только сегодня собрались, настроили звук – и сразу в бой! Я играл на этнических инструментах. Мы люди современной культуры, и хип-хоп — это наш этнос, — позже поделился с нами Эрик.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Описать хип-хоп невозможно. Это настоящий перформанс. В момент выступления тело танцора обволакивает музыка и он становится буквально ее частью. Перед выходом на батл никто не знает ни трека, под который придется танцевать, ни того, что покажет соперник. Синхронизация с битами происходит в онлайн-режиме: танцовщик выходит на «ринг», пару секунд качается в такт музыке, буквально считывая ее ритм, и выдает танцевальную ассоциацию со звуком — это и есть магия. У тебя как у зрителя в этот момент пульсируют виски и спирает солнечное сплетение — не заразиться происходящим невозможно, даже если ты предельно далек от танцев.

Вакинг, брейк, хаус, дэнсхолл, хип-хоп, джаз-фанк — чего здесь только не было. Сложные, практически акробатические элементы сочетались с расслабленным вайбом, и зрители катались на перепадах эмоций, как на американских горках. Больше всего отжигали маленькие поклонники хип-хопа шести-семи лет — да, они здесь тоже были.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Кульминация феста - общее соревнование, где приняли участие не только танцоры, но и битмейкеры. Интересная задумка. Каждому музыканту давалось по 1,5 минуты на то, чтобы сымпровизировать трек, в ходе которого по 45 секунд выступало по одному участнику из противоположных команд. Потом шел второй такой раунд — получилось по три минуты на музыканта и по полторы на танцора.