Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Валерия Ракова

Валерия Ланская: «Роль не должна быть функцией»

В эксклюзивном интервью для GALA российская актриса театра и кино рассказала о финале сериала «Конец невинности» и новом театральном сезоне.

Валерия Ланская родилась и выросла в Москве. Так получилось, что актерством Валерия занялась еще в детстве. Уже в пятнадцать лет она поступила в Щукинское театральное училище на курс Юрия Шлыкова. А в восемнадцать, будучи студенткой, начала работать в театре «Сатирикон». Дебютную роль Ланская сыграла в фильме «Заяц над бездной». Потом случились «Жди меня», «Конец невинности» с Антоном Хабаровым, «Медный всадник России» и «Кузница счастья». А еще Валерия играет в театре — например, недавно начала сезон со спектакля «Дама с камелиями». Эксклюзивно для Gala Валерия поделилась впечатлением от петербургской публики, о новой героине и подискутировала с нами о том, что такое современный театр.

Несколько дней назад вы выступали в Петербурге со спектаклем «Две легенды». Как вас встретили петербуржцы — здешняя публика отличается от столичной?

— У нашего жанра есть определенное количество поклонников, которые организуют вокруг себя фан-клубы — их было много в этот день. Мы открыли театральный сезон этим спектаклем — по крайней мере, это сделала я, ну и большинство артистов, которые были заняты в этом спектакле. Поэтому это было очень эмоционально, ярко — мы уже были здесь в конце сезона, и зрители поделились мнением, что в этот раз было мощнее.

В социальных сетях вы называете себя интровертом. Каково быть интровертом и публичным человеком одновременно?

— Интроверт — это не когда ты не умеешь общаться. Это способ аккумулирования энергии: кому-то, чтобы ее восполнить, необходимо постоянно общаться с другими людьми, ходить на вечеринки и тусовки, а интровертам — спрятаться в домик, чтобы его никто не трогал. Я вне сцены напитываюсь энергией для новых свершений наедине с собой. Я люблю быть одна: в дороге я всегда стараюсь ехать в одиночестве. Кстати, сейчас мы готовимся к премьере в театре на Трубной, где я, собственно, состою в труппе. Каждый день с утра до вечера я общаюсь с коллегами — тот факт, что я интроверт, этому не мешает.

Как вы провели свой долгожданный отпуск? Много путешествовали?

— Я несколько дней провела на любимой даче, и потом мы с сыном и мамой съездили на море в Турцию — наплаваться и напитаться солнцем. Но, к сожалению, было мало свободного времени — мне вообще не хватило. Не могу сказать, что я абсолютно заряжена и готова к новому сезону, честно говоря. Я бы хотела еще отдохнуть недельку.

В своем телеграмм-канале вы писали, что в сентябре ваша Маргарита Горье увидит свет.

— Да, это будет спектакль «Дама с камелиями» — сейчас я стараюсь регулярно говорить о нем. Вообще я достаточно редко отдаю столько времени на репетиционный период, но здесь это было необходимостью и условием нашего художественного руководителя и режиссера спектакля Дмитрия Астрахана, которому нужно было много работать с артистами. И мы, начиная с марта, репетировали, пробовали, искали, что-то сокращали, меняли текст.

Автор фото: Инга Твердова

Автор фото: Инга Твердова

Помимо съемок в кино и театре вы также преподаете в ГИТИСе. Как вообще вы пришли к преподаванию?

— Я прошла тернистый путь к своей карьере. Если рассматривать то время, когда я устраивалась работать в театр «Сатирикон», мне было всего 18 лет — получается, я уже 20 лет выступаю на сцене в ежедневном режиме. У меня довольно большой опыт, есть чем поделиться и что рассказать ребятам о том, как устроен современный театр и что нужно современным постановщикам и режиссерам от молодых артистов. Я это прочувствовала, я вижу это каждый день, и я понимаю, что есть потрясающие педагоги, которые готовы проводить лекции в театральных вузах с утра до вечера, но, к сожалению, у них нет возможности или стремления видеть, что сейчас происходит — они дают лишь классическую базу. Но я помимо того, что могу передать через себя знания, которым меня учили педагоги, могу еще поделиться тем, что именно сейчас нужно. Хочется, чтобы молодое поколение, мои партнеры, мои коллеги были оснащены хорошими профессиональными навыками.

Какие советы и наставления вы даете студентам, чтобы пробиться среди других артистов?

— Я уже три года их этому обучаю. В двух фразах, конечно же, не скажешь. Я и другие преподаватели занимаемся с ними почти каждый день. Я все время с ними на связи, я про каждого все знаю. Путь каждого индивидуален, общих правил нет. Кому-то везет, благодаря фактуре, энергии сразу попадает на гребень волны. Кому-то приходится пахать ежедневно: доказывать и пробоваться, пробоваться и ещё раз пробоваться. Даже если сейчас у вас что-то получилось, это не значит, что вы уже все умеете. Нужно продолжать бесконечно развиваться в нашей профессии — это нон-стоп процесс. Только трудом можно достичь каких-то высот и продолжать держаться на этом пике, дабы не стать вспышкой-однодневкой.

Вы говорили о понятии «современный театр». Что оно значит для вас?

— Он очень меняется. Три-четыре года назад нашему зрителю были интересны неожиданные решения, ходы, визуал, какие-то отрезвляющие вещи — еще было очень много мата на сцене, обнаженных тел. Где-то это было оправданно, где-то нет. Я не отрицаю, что формальные эксперименты могут быть интересны, и я видела удачные примеры их использования. Но в современном театре, на мой взгляд, важнее найти баланс между формой и сутью. Чтобы артист мог передать ее искренне, ему нужно уметь быть честным на сцене. Не каждому дано говорить со зрителем. Конечно, можно научиться, но это значит слой за слоем снимать с себя все маски и зажимы, чтобы обнажить истинную сущность. Это непростой путь, требующий смелости.

В первом сезоне картины «Конец невинности» ваша героиня пережила настоящую утрату и предательство. Были ли подобные моменты в вашей жизни, что помогло вжиться в роль?

— Я очень подробно готовилась к этой роли — еще с момента создания сценария долго была погружена в эту историю. Поскольку ее писал мой бывший муж, мы много говорили об этой истории, роли и ответственности — она была очень высокой, кстати. Когда родной человек находится на площадке, требовательность в разы выше. Я очень люблю эту героиню и считаю ее одной из самых моих удачных работ. Я проживала ее целиком и полностью, безусловно.

Совсем недавно вышел второй и финальный сезон сериала «Конец невинности». Какие ощущения вы испытываете, когда такая долгая история подошла к концу?

— Мы отсняли его довольно-таки много лет назад. История лежала на полке и ждала своего часа. Наконец-то мы дождались выхода второго сезона. Мы очень рады, всем было обидно, что мы столько работали над материалом, а он до сих пор не выходил в свет и не был показан зрителю.

Каким образом вы выбираете проекты для участия — исходя из сценария или же принимаете роли по приглашению ?

— Нет, проекты выбираю сердцем. Но конечно важно, чтобы были какие-то интересные проявления, игровые сцены. Роль не должна быть функцией. Это не обязательно должна быть драма, огромная главная роль. Главное, чтобы был хороший режиссер и увлекательная сцена.

Смотрите ли вы проекты со своим участием — какой ваш любимый?

— Не всегда смотрю, но когда это знаковая история, в которую было вложено много сил, то смотрю и учусь. Думаю, что в каком-то моменте можно было сыграть иначе, в следующий раз стараюсь это учесть.

Сравниваете ли вы себя с другими актрисами?

— Нет, у каждого свой путь и свои способы существования. Мне кажется, я определилась со своим актерским стилем.

Вы никогда не боялись стать заложником одной роли?

— Никогда не было такого страха.

Автор фото: Инга Твердова

С каким режиссером мечтали бы поработать?

— Конечно, хотелось бы поработать с хорошими режиссерами. И когда я выбираю сценарий, я в первую очередь интересуюсь, кто снимает проект. С удовольствием бы поработала с Тодоровским и Кончаловским.

Какие сериалы и фильмы приходят вам на ум первыми, если у вас просят совета, что стоит посмотреть?

— «Перевал Дятлова». При просмотре сериала было ощущение, что вся команда горела этой работой. И это был такой совместный мощный творческий процесс и желание рассказать эту историю искренне.