Турецкий секс-символ и Маратик не смогли реанимировать «Ёлки 11»
Талантливые Рузиль Минекаев и Бурак Озчивит правда очень старались, но франшиза больше не дышит.
2010 год, в повестке из проблем лишь аномальное жаркое лето. «Ирония судьбы» поднадоела, народ требует чего-то душевного и современного — и на российские экраны впервые выходят «Ёлки». Собрание добрых трогательных новелл, бьющих в сердечко, покоряет зрителя моментально. Чего еще нужно в Новый год? Оливье, шампанское да поплакать от умиления.
2024 год, в повестке только проблемы. В «Иронии судьбы» любимым героем становится бедный уставший Ипполит. Зритель в истерике от бесконечно штампующегося контента без души, от того, что кинопроизводители уже даже и не скрывают, что единственная задача любого проекта — высосать как можно больше бабок. На экраны выходит одиннадцатая, прости Господи, часть «Ёлок».
Бекмамбетов давно покинул франшизу, но она пытается оставаться на плаву. Отказались от Светлакова и Урганта (или наоборот), теперь для поднятия рейтингов зовут блогеров на главные роли: Кулик, Тодоренко – но рейтинги и сборы падают с каждой частью. Ёжики колятся, но продолжают любить друг друга.
В этом году «Ёлки 11» сделали ставку на хайпанувшего после «Слова пацана» Рузиля Минекаева (Марат из «Слово пацана») и популярного турецкого актера Бурака Озчивита («Черная любовь», «Великолепный век», не путать с Серканом Болатом, мы перепутали). На первого заманивают подростков, на второго — их матерей. Маркетинговая стратегия восхитительная, но что там с фильмом?
Нам показывают шесть новелл: Юра (Дмитрий Нагиев) должен найти и вернуть мини-пига, Рома (Виктор Хориняк) хочет отправить сельского батю (Андрея Рожкова) обратно домой, Дамир (Рузиль Минекаев) в роли курьера помогает «золушке». Остальные истории опустим — в них больше дыр, чем у «Ёлок» частей.
Возможно, вы слышали одно из главных киношных правил: надо показывать, а не рассказывать. Создатели не просто игнорируют его, а жестоко издеваются. Во время ключевого сюжетного поворота из ниоткуда появляется закадровый голос и объясняет, кто эти люди, чего они хотят и что сейчас происходит. Так можно было? С другой стороны, жалко режиссера и сценариста в данной ситуации. Скорее всего, они сидели в монтажной комнате и хватались за головы в ужасе, что в ключевой сцене абсолютно ничего не понятно. И закадровый голос был их единственным спасением.
В сюжетной линии с Хориняком и Рожковым все внимание забирает на себя второй. Это отличное попадание в образ типичного сельского «батька». Да, он кринжовый, странный и тебе за него стыдно, но вместе с этим такой родной и душевный, что сразу влюбляешься. Первые двадцать реплик Рожкова – это шутки. В начале даже казалось, что Рожков перепутал «Ёлки» с очередным выпуском «Уральских пельменей». Зал начал смеяться где-то после пятой. Буду честен, в какой-то момент я тоже не выдержал. Именно юмор самая сильная сторона фильма. Много раз зрители смеялись хором во весь голос. Особенно сильно они разрывались, когда Рузиль позвал возлюбленную к себе в Бугульму есть элеш. Татары любят шутки про выпечку.
Именно новелла с Минекаевым самая удачная. Видно, что на нее делали ставку. Ее можно назвать переосмыслением «Золушки». У Насти (Маша Раскина) злая мачеха и две сводные сестры, в роли принца – турецкая звезда, к которому они должны поехать на бал. Создатели даже иронизируют над этим, Рузиль называет возлюбленную Золушкой, а лимузин, который он достал магическим образом (в сценарии много чего происходит «просто так», не удивляйтесь), может превратиться в тыкву.
Минекаев выступает в качестве звезды, которая должна привлекать аудиторию. Уверен, это сработает, мне тоже интереснее всего было увидеть его появление. Играет он хорошо. Хотя мне показалось или на крупных планах в его глазах сожаление из-за выбранного проекта? Его турецкий коллега по новелле – Бурак Озчивит. Я отчетливо слышал громкий женский визг в зале при его первом появлении. В последующих выходах децибелы крика не снижались. Озчивит был в кадре аж пять минут. Напоминаю, его лицо красуется на постере, будто он главный герой. Эта новелла, кстати, снималась в Альметьевске.
В авторах числятся четыре режиссера и один сценарист. Карпиловского, Котта и Трофимова видеть здесь неудивительно — с франшизой они работают давно. А вот обнаружить моего персонального фаворита, Егора Чичканова, было странно. Да, он был сценаристом еще в «Ёлки последние», но в статусе начинающего, с тех пор прошло шесть лет. За его плечами несколько крутых сериалов: «И снова здравствуйте!», «Комбинация», «Лада Голд». То же самое можно сказать и про Петра Внукова (сценарист), который работал над «Мир! Дружба! Жвачка», «Звоните ДиКаприо!» и «Сладкая жизнь». Печально видеть талантливых авторов за такой работой. Сроки и требования продюсеров не дают им раскрыться. В итоге фильм не делится на хорошие и плохие новеллы. Он состоит из слабых и очень слабых, которые близко не дотягивают до уровня вышеперечисленных сериалов. Видимо, реалии современной индустрии таковы, что заработать можно «Ёлками», а потом для души делать «И снова здравствуйте!».
Даже в Голливуде много плохих сценариев, слабой режиссуры, но технический уровень всегда на высоте. Казалось, что российский кинематограф давно пришел к этому. Но главная новогодняя франшиза может удивлять. Смотришь кино, и вдруг рваная склейка? Вряд ли, наверное, показалось. А потом еще раз. И опять. В итоге я насчитал пять очень грубых стыков. За такой монтаж увольняют даже в начинающих продакшнах, а на экране у нас большой и дорогой фильм. Это брак, который большинство не заметит. Можно и не стараться.
Визуальный язык фильма по большей части выглядит довольно просто и примитивно. Но иногда «проскакивают» сцены, где видно, что оператор заморочился и постарался. Отдельно хочу выделить два потрясающих кадра: в одном не успели фокус на другой объект перевести на детальном плане, а в другом не успели вовремя поднять камеру. Будто бы снимали все за 1-2 дубля. «Сойдет» и «все равно никто не заметит» – девизы создателей «Ёлок». Нельзя назвать это просто ошибками, ведь над проектом работают большие профессионалы. Это отсутствие хоть каких-то стараний и наплевательское отношение к своей работе.
Реклама. Постоянная проблема франшизы. Реклама. Реклама. Реклама. Вас тоже это бесит? Продакт-плейсмент буквально в каждой сцене. Майонез, служба доставки, приложение знакомств. Уверен, что одна из историй была придумана исключительно для рекламы сервиса. В одной сцене Нагиев даже произносит название гипермаркета, а сзади него ГИГАНТСКИЙ логотип. Вместо кульминации смысла зритель получает кульминацию жадности создателей. Где-то на 15—20 секунд появляется студия в логотипах радио, ведущий произносит сначала имя бренда, а потом объявление. Никакого отношения к сюжету эта сцена не имеет, они просто засунули полноценную рекламу в кино. Потом очень иронично смотреть, как в одной из сцен заклеили логотип другого майонеза.
Все части «Ёлок» разделены на несколько комедийных новогодних новелл. Здесь кроется коммерческий успех этой франшизы. Если достаточно быстро переключаться между сюжетными линиями, то зритель не успевает замечать сценарные ляпы и отсутствие логики. Он смеется и радуется праздничному вайбу. А звёзды на постере привлекают разную аудиторию.
Хорошая новогодняя комедия – это когда из фильма можно вырезать весь юмор и атмосферу, но все равно будет интересно. «Ёлки 11» неинтересны даже с юмором и атмосферой.
Автор материала: Роберт Зарипов
Популярное
Турецкий секс-символ и Маратик не смогли реанимировать «Ёлки 11»
Талантливые Рузиль Минекаев и Бурак Озчивит правда очень старались, но франшиза больше не дышит.
Эволюция стиля Алины Загитовой: от скромной спортсменки до иконы стиля
Анализируем, как менялся вкус олимпийской чемпионки.
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
«Конклав» — соберёт ли фильм главные кинонаграды планеты?
Монотонный недотриллер-недодетектив покорил критиков, но не зрителей.