Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: «Вечерняя Казань»

Турецкий секс-символ и Маратик не смогли реанимировать «Ёлки 11»

Талантливые Рузиль Минекаев и Бурак Озчивит правда очень старались, но франшиза больше не дышит.

2010 год, в повестке из проблем лишь аномальное жаркое лето. «Ирония судьбы» поднадоела, народ требует чего-то душевного и современного — и на российские экраны впервые выходят «Ёлки». Собрание добрых трогательных новелл, бьющих в сердечко, покоряет зрителя моментально. Чего еще нужно в Новый год? Оливье, шампанское да поплакать от умиления.

2024 год, в повестке только проблемы. В «Иронии судьбы» любимым героем становится бедный уставший Ипполит. Зритель в истерике от бесконечно штампующегося контента без души, от того, что кинопроизводители уже даже и не скрывают, что единственная задача любого проекта — высосать как можно больше бабок. На экраны выходит одиннадцатая, прости Господи, часть «Ёлок».

Бекмамбетов давно покинул франшизу, но она пытается оставаться на плаву. Отказались от Светлакова и Урганта (или наоборот), теперь для поднятия рейтингов зовут блогеров на главные роли: Кулик, Тодоренко – но рейтинги и сборы падают с каждой частью. Ёжики колятся, но продолжают любить друг друга.

В этом году «Ёлки 11» сделали ставку на хайпанувшего после «Слова пацана» Рузиля Минекаева (Марат из «Слово пацана») и популярного турецкого актера Бурака Озчивита («Черная любовь», «Великолепный век», не путать с Серканом Болатом, мы перепутали). На первого заманивают подростков, на второго — их матерей. Маркетинговая стратегия восхитительная, но что там с фильмом?

Нам показывают шесть новелл: Юра (Дмитрий Нагиев) должен найти и вернуть мини-пига, Рома (Виктор Хориняк) хочет отправить сельского батю (Андрея Рожкова) обратно домой, Дамир (Рузиль Минекаев) в роли курьера помогает «золушке». Остальные истории опустим — в них больше дыр, чем у «Ёлок» частей.

Автор фото: Кинопоиск

Возможно, вы слышали одно из главных киношных правил: надо показывать, а не рассказывать. Создатели не просто игнорируют его, а жестоко издеваются. Во время ключевого сюжетного поворота из ниоткуда появляется закадровый голос и объясняет, кто эти люди, чего они хотят и что сейчас происходит. Так можно было? С другой стороны, жалко режиссера и сценариста в данной ситуации. Скорее всего, они сидели в монтажной комнате и хватались за головы в ужасе, что в ключевой сцене абсолютно ничего не понятно. И закадровый голос был их единственным спасением.

В сюжетной линии с Хориняком и Рожковым все внимание забирает на себя второй. Это отличное попадание в образ типичного сельского «батька». Да, он кринжовый, странный и тебе за него стыдно, но вместе с этим такой родной и душевный, что сразу влюбляешься. Первые двадцать реплик Рожкова – это шутки. В начале даже казалось, что Рожков перепутал «Ёлки» с очередным выпуском «Уральских пельменей». Зал начал смеяться где-то после пятой. Буду честен, в какой-то момент я тоже не выдержал. Именно юмор самая сильная сторона фильма. Много раз зрители смеялись хором во весь голос. Особенно сильно они разрывались, когда Рузиль позвал возлюбленную к себе в Бугульму есть элеш. Татары любят шутки про выпечку.

Автор фото: Кинопоиск

Именно новелла с Минекаевым самая удачная. Видно, что на нее делали ставку. Ее можно назвать переосмыслением «Золушки». У Насти (Маша Раскина) злая мачеха и две сводные сестры, в роли принца – турецкая звезда, к которому они должны поехать на бал. Создатели даже иронизируют над этим, Рузиль называет возлюбленную Золушкой, а лимузин, который он достал магическим образом (в сценарии много чего происходит «просто так», не удивляйтесь), может превратиться в тыкву.

Минекаев выступает в качестве звезды, которая должна привлекать аудиторию. Уверен, это сработает, мне тоже интереснее всего было увидеть его появление. Играет он хорошо. Хотя мне показалось или на крупных планах в его глазах сожаление из-за выбранного проекта? Его турецкий коллега по новелле – Бурак Озчивит. Я отчетливо слышал громкий женский визг в зале при его первом появлении. В последующих выходах децибелы крика не снижались. Озчивит был в кадре аж пять минут. Напоминаю, его лицо красуется на постере, будто он главный герой. Эта новелла, кстати, снималась в Альметьевске.

Автор фото: Кинопоиск

В авторах числятся четыре режиссера и один сценарист. Карпиловского, Котта и Трофимова видеть здесь неудивительно — с франшизой они работают давно. А вот обнаружить моего персонального фаворита, Егора Чичканова, было странно. Да, он был сценаристом еще в «Ёлки последние», но в статусе начинающего, с тех пор прошло шесть лет. За его плечами несколько крутых сериалов: «И снова здравствуйте!», «Комбинация», «Лада Голд». То же самое можно сказать и про Петра Внукова (сценарист), который работал над «Мир! Дружба! Жвачка», «Звоните ДиКаприо!» и «Сладкая жизнь». Печально видеть талантливых авторов за такой работой. Сроки и требования продюсеров не дают им раскрыться. В итоге фильм не делится на хорошие и плохие новеллы. Он состоит из слабых и очень слабых, которые близко не дотягивают до уровня вышеперечисленных сериалов. Видимо, реалии современной индустрии таковы, что заработать можно «Ёлками», а потом для души делать «И снова здравствуйте!».

Даже в Голливуде много плохих сценариев, слабой режиссуры, но технический уровень всегда на высоте. Казалось, что российский кинематограф давно пришел к этому. Но главная новогодняя франшиза может удивлять. Смотришь кино, и вдруг рваная склейка? Вряд ли, наверное, показалось. А потом еще раз. И опять. В итоге я насчитал пять очень грубых стыков. За такой монтаж увольняют даже в начинающих продакшнах, а на экране у нас большой и дорогой фильм. Это брак, который большинство не заметит. Можно и не стараться.

Визуальный язык фильма по большей части выглядит довольно просто и примитивно. Но иногда «проскакивают» сцены, где видно, что оператор заморочился и постарался. Отдельно хочу выделить два потрясающих кадра: в одном не успели фокус на другой объект перевести на детальном плане, а в другом не успели вовремя поднять камеру. Будто бы снимали все за 1-2 дубля. «Сойдет» и «все равно никто не заметит» – девизы создателей «Ёлок». Нельзя назвать это просто ошибками, ведь над проектом работают большие профессионалы. Это отсутствие хоть каких-то стараний и наплевательское отношение к своей работе.

Реклама. Постоянная проблема франшизы. Реклама. Реклама. Реклама. Вас тоже это бесит? Продакт-плейсмент буквально в каждой сцене. Майонез, служба доставки, приложение знакомств. Уверен, что одна из историй была придумана исключительно для рекламы сервиса. В одной сцене Нагиев даже произносит название гипермаркета, а сзади него ГИГАНТСКИЙ логотип. Вместо кульминации смысла зритель получает кульминацию жадности создателей. Где-то на 15—20 секунд появляется студия в логотипах радио, ведущий произносит сначала имя бренда, а потом объявление. Никакого отношения к сюжету эта сцена не имеет, они просто засунули полноценную рекламу в кино. Потом очень иронично смотреть, как в одной из сцен заклеили логотип другого майонеза.

Автор фото: Кинопоиск

Все части «Ёлок» разделены на несколько комедийных новогодних новелл. Здесь кроется коммерческий успех этой франшизы. Если достаточно быстро переключаться между сюжетными линиями, то зритель не успевает замечать сценарные ляпы и отсутствие логики. Он смеется и радуется праздничному вайбу. А звёзды на постере привлекают разную аудиторию.

Хорошая новогодняя комедия – это когда из фильма можно вырезать весь юмор и атмосферу, но все равно будет интересно. «Ёлки 11» неинтересны даже с юмором и атмосферой.

  • Автор материала: Роберт Зарипов