Саша Абдуллаев: «Комедия смотрит на человека объемно и прощает его недостатки»
Режиссер ситкома «Демис и Марина» рассказал об особенностях нового проекта, работе в индустрии без профильного образования и синдроме самозванца.
Саша Абдуллаев не любит, когда его называют Александром — слишком официально. В индустрии кино он работает уже 10 лет: начинал с написания сценариев («Большая игра»), пробовался в креативном продюсерстве, затем начал снимать сериалы («По колено», «Камера Мотор»). В этом сезоне ТНТ презентует два больших проекта, срежиссированных Абдуллаевым: «Демис и Марина» и «Наша Russia. 8 марта». О том, как за 10 лет стать режиссером без профильного образования и в чем предназначение комедии, поговорили в эксклюзивном интервью для GALA.
- Как отметили Новый год?
- Новый год по традиции отметил дома в кругу семьи, поскольку считаю, что Новый год – это семейный праздник. Для многих он ассоциируется с суетой, покупкой подарков и застольями. Для меня это время замедления, возможность остановиться и уделить внимание дому, семье и родным.
- Есть множество примеров режиссеров, которые не имеют профильного образования. Один из самых знаменитых – Квентин Тарантино. А вы как считаете, образование в режиссуре важно? Какой институт вы окончили?
- Образование критически важно в любой профессии. Другое дело, что ты можешь получить его либо в вузе, либо путем самообразования. Я – режиссер-самоучка, не оканчивал вуз, и уже примерно 10 лет занимаюсь кино. Это был долгий путь, и я постепенно входил в профессию с разных сторон: был сценаристом, креативным продюсером, в последние несколько лет остановился конкретно на режиссуре. Всё это время постоянно читаю литературу, смотрю и прохожу мастер-классы, слушаю лекции. Стараюсь сосредоточиться на тех аспектах, которые актуальны именно для меня, и не распыляюсь на вещи, которые мне не близки и могут абсолютно не пригодиться.
- Как вы пришли в профессию? И когда вообще поняли, что хотите снимать комедию?
- Моя любовь к комедии началась с детства, и, думаю, это связано с атмосферой в семье. У нас дома всегда было много юмора: и мама, и папа обожали шутить и относились к жизни с легкостью. В нашей семье самоирония всегда ценилась, и, наверное, именно поэтому у меня возникла любовь к юмору и комедии.
Что касается профессионального пути, я в вуз-то поступал, честно говоря, только чтобы играть там в КВН. На тот момент в стране практически не было других юмористических проектов — только КВН и «Аншлаг». Пятнадцатилетних людей в «Аншлаг» не брали, поэтому я выбрал КВН. Я, кстати, так и не окончил вуз, меня отчислили на пятом курсе, потому что буквально за месяц до госов я уехал играть в КВН. Там я первый раз столкнулся со съемочным процессом, написанием видеороликов и монтажом. Там я в первый раз посмотрел в сторону режиссуры. После КВН я медленно и пошагово, начиная с каких-то супермалых форм, пришел к режиссуре сериалов и кино.
- В век информационного перегруза внимание людей нужно захватывать за считанные секунды. Вы сняли уже пять юмористических сериалов. Как, по вашему мнению, эволюционирует сериальная индустрия в последние годы?
- Недавно я наткнулся на цитату Марка Анатольевича Захарова, в которой он говорил, что придя в кинотеатр зритель дает создателям фильма семь минут, чтобы захватить его внимание и заинтересовать. Но это было много лет назад. Сейчас, мне кажется, эти семь минут сократились до полутора-двух, особенно в мире сериалов. В кино правило все еще работает: зрители пришли, купили попкорн, и у вас как минимум есть время, пока они его съедят. Но дома все иначе. С учетом того, как развиты стриминговые платформы и сколько у зрителей есть выбора, время на захват внимания действительно уменьшилось.
И на самом деле в этих реалиях очень сложно выживать, с этим непросто смириться и принять, потому что ты как создатель можешь работать над проектом минимум год, и если первые минуты не зацепят, то год работы, в принципе, окажется практически бессмысленным. В целом сейчас темпы индустрии значительно ускорились: еще пять-семь лет назад сериалы создавались в два раза дольше, а конкуренция была гораздо ниже. Теперь нужно делать все быстро и качественно. По сути, у тебя есть три пути: быть революционером и ломать систему, адаптироваться к новым условиям или вылететь из индустрии. Приходится адаптироваться, и хотя это сложно, в этом есть свои плюсы: индустрия развивается, снимается много новых проектов, и у тебя есть работа. А что, в принципе, еще тебе нужно как режиссеру? У меня были этапы в жизни, когда долгое время не было работы, и это невыносимо.
- Какими качествами должен обладать человек, пишущий сценарии для комедийного шоу?
- Абсолютно точно высокой наблюдательностью и умением выявлять парадоксы. Наша жизнь сама по себе полна парадоксов, нужно просто заметить наименее очевидные и облечь их в классную форму.
- Как родилась идея проекта «Демис и Марина»?
- Я присоединился к проекту уже на этапе, когда была сформулирована основная идея и написана пилотная серия. Мне оставалось просто визуализировать те концептуальные элементы, которые уже были заложены создателями в тексте.
- Есть ли у вас любимые скетч-шоу? Возможно, вы ориентировались на какие-то из них при создании сериала?
- Я очень редко смотрю комедии и в целом кино. Я уже освоил основные законы комедийного жанра и понимаю, как он работает. Сейчас постепенно от этапа «хочу, чтобы моя комедия просто хотя бы работала», планирую переходить к комедии с более индивидуальным звучанием. Развиваюсь в других сферах: в живописи, архитектуре, фотографии, философии и так далее. Режиссура – синтетический вид искусства, объединяющий знания из различных областей – нужно знать и уметь всё. Это профессия на всю жизнь.
- Проект «Демис и Марина» уникален тем, что главные герои также участвовали в написании сценария и в постпродакшене. Как это вообще? Что в таком рабочем формате помогало, а что мешало?
- В данном случае участие главных героев безусловно помогало, поскольку проект построен вокруг двух конкретных личностей с их уникальными характерами. Несмотря на то, что мы работали в рамках телевизионного формата, для нас было важно, чтобы проект приобрел индивидуальное звучание. Благодаря помощи и участию Марины Кравец и Демиса Карибидиса на каждом этапе всё получилось классно.
- Комедия – это важный социальный культурный элемент. Иногда она имеет гораздо большее воздействие на зрителя, чем драма. Её сложнее снимать, но в то же время она способна более глубоко проникнуть в сердце. Как вы считаете, какова вообще в сегодняшнем мире миссия комедийного жанра?
- На мой взгляд, комедия – это очень честный жанр, потому что она работает с человеческими несовершенствами и изъянами. Комедия смотрит на человека объемно и прощает его недостатки благодаря своей интонации и тональности. Драма тоже касается неоднозначности человеческой природы, но она часто фокусируется на внутренней борьбе и неприятии некоторых аспектов себя. Комедия же предлагает более легкое отношение к жизни и к самим себе, подчеркивая, что все мы далеки от идеала, как и жизнь в целом.
- Перед созданием проекта исследуются предпочтения аудитории?
- Да, исследования проводятся, но обычно, когда я получаю готовый сценарий, результаты этих исследований уже заложены в изначальную концепцию. Важно понять, кто этот герой, какова его проблематика и будет ли это резонировать с потенциальной аудиторией. На эти вопросы в первую очередь отвечает платформа или телеканал. Моя задача заключается в том, чтобы найти ключ к этим аспектам, выявить заложенные идеи и правильно визуализировать их.
- У вас есть свои методы обратной связи со зрителями после выпуска продукта?
- Безусловно, после выхода продукта я смотрю на оценки, цифры и рейтинги, особенно если речь идет о телепродуктах. Но для меня эти оценки не являются основным критерием качества проделанной работы. На одном из проектов мы общались с актером, и он поделился своим мнением на этот счет: если он правильно выполнил задачи, поставленные режиссером, то значит, его работу можно считать качественной. Мне кажется, это адекватный и взрослый взгляд на твои возможности в профессии, и такой же подход можно спроецировать и на работу режиссера: если я успешно справился с задачами, заложенными в сценарии, и правильно их визуализировал, то считаю свою работу выполненной хорошо. Как аудитория воспримет продукт – это уже другой вопрос. Практика показывает, что один и тот же продукт может восприниматься абсолютно по-разному одной и той же аудиторией в разные времена.
- Что насчет любимых комедийных актеров? С кем хотели бы поработать?
- Я бы не стал называть конкретные имена, поскольку с большинством комедийных актеров (топовых и готовящихся стать топовыми), которые меня вдохновляют, я уже успел поработать. Для меня любимый актер — это тот, кто серьезно относится к своему делу и ставит профессию выше себя, а не наоборот. Именно с такими людьми мне интересно сотрудничать, и они становятся моими любимыми актерами.
- Вы сейчас задумываетесь о работе над другими жанрами и форматами? Может быть, мечтаете снять полный метр?
- Еще несколько лет назад я бы с уверенностью сказал, что хочу снять полнометражное кино, так как это казалось мне комфортной дистанцией. Но сейчас развитие индустрии в формате полнометражного прокатного кино диктует необходимость делать визуальные аттракционы. Считается, что сериалы – это про сложные характеры, а кино больше про аттракционы. А чтобы сделать классный, вкусный, конкурентоспособный аттракцион, нужно гигантское количество времени. Поэтому сейчас я предпочитаю заниматься теми проектами, которые вызывают у меня интерес и вдохновение, независимо от их формата — будь то фотография, рассказ, клип, короткометражка или сериал. Главное, чтобы там было что-то, на что хочется тратить время, ради чего хочется с утра вставать на работу и толкать эту гигантскую махину производства.
- У вас есть синдром самозванца? С ним сталкиваются очень многие творческие люди. Или вам обычно нравится результат своей работы?
- Это зависит от того, как на это посмотреть. Когда я смотрю на свои проекты, как зритель, то есть в полнейшем отрыве от производства, я никогда собой не доволен. Если смотреть на них глазами режиссера, принимая во внимание те обстоятельства, в которых эти проекты делались, то тут у меня другая логика: если я сделал все возможное в рамках предлагаемых обстоятельств и правильно в работе расставил приоритеты — потратил ресурсы (съемочной группы, свой, финансовый, временной и так далее) на действительно важные аспекты проекта, а на менее значимые закрыл глаза – тогда я могу быть доволен результатом. У меня есть такие проекты, и, честно говоря, их большинство.
- Каким фактом в вашей биографии вы гордитесь больше всего?
- Я не могу выделить какой-то один конкретный факт. Есть множество моментов, которые объединяет одна общая черта: это ситуации, когда я не боялся идти туда, где было страшно рисковать и ошибаться.
Популярное
Жизнь после шоу: Эльмира Калимуллина
Начинаем новую рубрику, в которой расскажем о бывших участниках шоу на федеральных каналах.
Главные музыкальные фестивали — 2025: куда ехать за живой музыкой
Рассказываем, где в этом году пройдут крупные музыкальные ивенты и кого мы на них услышим.
«Молодежка» или «Беременна в 16» — почему мы это смотрим?
Вместе с психологом пытаемся понять феномен явления guilty pleasure.
Комнатные растения: выбираем самые неприхотливые для дома и офиса
А ещё разоблачаем мифы о домашних цветах.