Про:взгляд

Автор фото: Про:взгляд

Автор материала: Амина Хафизова

«Птица» - магия повседневности в британской глубинке

Рецензируем бунтарское драмеди с Каннского кинофестиваля.

«Птица» - новый фильм Андреа Арнольд, которая вернулась в кино после восьмилетнего перерыва. Картина уже получила признание на Каннском кинофестивале, где была номинирована на Золотую пальмовую ветвь. 28 ноября фильм выходит в российский прокат, обещая погрузить в атмосферу поиска себя и свободы. Мы уже успели посмотреть его и разбираем, почему «Птица» - это не проходная социальная драма.

С первого кадра в атмосферу тревоги и апатии: руки с грязью под ногтями снимают на обветшавший телефон летающих чаек. Птицы попадают в объектив главной героини, подростка Бэйли (Никия Адамс), которая пытается найти своё место в мире. Её жизнь состоит из ссор с молодым отцом Багом (Барри Кеоган), съемок всего вокруг на смартфон и дружбы с местной шпаной. Но всё меняется с появлением загадочного незнакомца по прозвищу Птица (Франц Роговский). Их отношения становятся этапом взросления, в котором фантазия и реальность сливаются, а самопознание становится единственным шансом на спасение.

Отец Бейли - яркая и эксцентричная фигура. Его внешний вид и поведение заставляют сомневаться, что он вообще ей родня. В первых сценах он предстает с обнаженным торсом, покрытым татуировками - жуками, стрекозами и сколопендрами. Его транспорт - электросамокат, а в голове лишь мысли о том, как построить жизнь заново. Отношения главной героини с отцом становятся центральным конфликтом фильма. Напряжение нарастает, когда он ставит дочь перед фактом, что скоро женится на девушке, с которой знаком всего несколько месяцев.

Жизнь героев фильма - это мир бедности, хаоса и насилия. Тем не менее, даже в таких условиях они находят счастье, создавая вокруг себя невидимые стены, чтобы хотя бы ненадолго убежать от повседневных проблем. Эти попытки выжить и найти хоть какую-то стабильность делают их истории трогательными и человечными, несмотря на жестокость мира, в котором они живут.

Магический реализм, который использует режиссерка, идеально сочетается с реальной жизнью героев. Фильм о подростке, который ищет себя, может показаться мрачным взглядом на реальность. Но Арнольд не пытается манипулировать зрителем. Она не обвиняет общество или обстоятельства, а скорее заставляет задуматься о судьбе этих «маленьких людей», которые, несмотря на все трудности, всё равно продолжают искать счастье и пытаются найти своё место в жизни.

Но не подумайте, что это кино - лишь терзания подростка в мрачных оттенках. Режиссерка разбавляет его тонкими отсылками и добрым стебом над актерами. Например, Баг решает заработать на свадьбу эксцентричным способом: покупает жабу из реки Колорадо, чья слизь, выделяемая под звуки «дерьмовых» песен, считается галлюциногеном. Он устраивает вечеринку с друзьями, чтобы «вдохновить» жабу на производство под трек «Murder on the Dancefloor» - саундтрека фильма «Солтберн» в котором сам Барри Кеоган (Баг) исполнил одну из главных ролей. Но за юмором и абсурдом скрываются более глубокие смыслы. Для Бейли, наблюдающей за фарсом вокруг, пропасть между ней и взрослыми становится бездонной. Через смех и абсурд режиссёр подчеркивает глубину отчаяния девочки и её желание вырваться отсюда.

Барри Кеоган снова демонстрирует своё мастерство создания сложных, многослойных персонажей. Его Баг - это эксцентричный мужчина, который на первый взгляд выглядит комично, а порой даже раздражает своей инфантильностью и неуклюжими попытками собрать жизнь по частям. Но за этой внешней незрелостью прячется трогательная уязвимость, которая раскрывается в неожиданных моментах, вызывая искреннюю симпатию. Кеоган находит в своём герое баланс между нелепостью и глубиной, превращая Бага в одного из самых запоминающихся персонажей.

Автор фото: Про:взгляд

Автор фото: Про:взгляд

Автор фото: Про:взгляд

Автор фото: Про:взгляд

Автор фото: Про:взгляд

Франц Роговский, которого справедливо называют «немецким Хоакином Фениксом», блестяще воплощает загадочного незнакомца по прозвищу Птица. Его герой - это нечто большее, чем просто человек: Роговский превращает Птицу в почти мифическую фигуру. Его движения, плавные и почти хореографичные, создают впечатление, будто он танцует сквозь кадры. Эта телесная пластика придаёт персонажу ощущение инопланетности, усиливая его загадочность и притягательность. Птица становится воплощением и надежды, и фантазии: его экранное присутствие завораживает.

Особого внимания заслуживает дебют Никии Адамс в роли Бэйли. Адамс впечатляет способностью удерживать тонкую грань между подростковой дерзостью и ранимостью ребёнка, который ещё не нашёл своего места в мире. Её Бэйли - это бушующий коктейль из обиды, стремления к свободе и попыток разобраться в себе. Она ищет свои крылья, пробует их расправить, падает, но не сдаётся. Никки справляется с этой сложной задачей, передавая одновременно боль взросления и надежду на будущее. Это яркий, мощный дебют, который на самом деле обещает актрисе большое будущее.

Андреа Арнольд ловко превращает обычные моменты жизни в кинематограф, от которого невозможно оторваться. Мы видим мир глазами Бэйли через зернистую 16-миллиметровую плёнку, где каждое мгновение кажется одновременно настоящим и немного волшебным. Камера не просто наблюдает, а будто живёт вместе с героями, показывая их мир без прикрас - без всякой стилизации, сохраняя грязь, неровности и несовершенства. Это настоящая жизнь - такая, какая она есть.

Животные в фильме - птица, лиса, лошади, жабы - становятся отражением внутреннего состояния героев. Эти образы подчеркивают их борьбу за свободу и поиск себя. Лиса, например, похожа на Бэйли: она выживает, адаптируется, прокладывает свой путь в суровом мире.

Помимо динамичной, бегающей камеры используется нетипичный прием - использование кадров с камеры телефона. Это как бы выстраивает границы между реальностью и фантазией. Для Бейли телефон становится способом общения с миром, попыткой зафиксировать свое место в жизни. Ну а песни Coldplay и Blur лишь усиливают общее впечатление.

Как и в своих предыдущих работах Андреа Арнольд продолжает исследовать сложные человеческие переживания. «Птица» - это фильм о поиске своего места в мире, даже если оно не соответствует общепринятым ожиданиям. Любовь здесь проявляется через простые, но важные символы. В отличие от других картин, которые акцентируют внимание на социальной жестокости и отчуждении, «Птица» сохраняет позитивный настрой, даже несмотря на тяжесть реалистичных ситуаций. В конце остаётся ощущение, что фильм не столько даёт ответы, сколько заставляет задуматься: о пределах свободы, о том, где искать внутренний свет и силы. «Птица» оставляет зрителя с вопросами, которые важнее любых однозначных ответов, побуждая искать их внутри себя.