Казанская певица Дышать: «У меня мурашки от того, что я делаю»
Локальная исполнительница этно хип-хопа о продвижении национального кода, сценическом образе в стиле девяностых и проблемах с деньгами.
Гульназ Шакирова, более известная под псевдонимом Дышать, родилась и выросла в Казани. Она окончила театральный факультет КазГИК. С юных лет Гульназ увлекалась танцами и теперь снимает яркие клипы, где сама танцует. В создании музыки Гульназ помогает команда — Майкрайз и Матвей, отвечают за аранжировки, Камиль Хакимов занимается записью и сведением, а сама певица пишет тексты и исполняет песни. Клипы на «Тапырдатып», «Былбылым», «Шулай» набрали в сетях огромное количество просмотров — около двух миллионов.
— Почему «Дышать»?
— Я всегда любила дыхательные практики и йогу, в тот момент мне была близка эта тема. Я хорошо сдружилась с музыкантом Алмазом Amio, и как раз-таки мы обсуждали мой псевдоним, он предложил мне выбрать глагол — дышать. И мне понравилось! Так получилось, что сейчас многие воспринимают этот глагол как существительное, по крайней мере, те, кто хорошо меня знает.
— Вначале ты мечтала о карьере актрисы, потом преподавала хип-хоп. Сейчас ты фактически занимаешься и тем, и другим. Как ты вообще пришла к тому, что сейчас создаешь?
— Все изначально началось с пения. Я пошла в актерское, потому что там учили не только актерскому мастерству, но и вокалу. Артист же должен уметь петь на сцене, танцевать, даже делать какие-то каскадерские элементы. Плюс там была сценическая речь, на этом предмете обучают чётко говорить, чтобы люди тебя понимали. Даже сейчас, когда я заговариваю с кем-то, я очень громко говорю, и люди шугаются. А танцевать я любила всегда! Понимала, что когда на сцене стоишь, поешь, не хватает движения. Я не знала, куда деть свое тело. В то время, в 2010 году, мало кто танцевал хип-хоп, но у нас образовалась целая команда — студия танцев. Меня унесло в это творчество на целых 12 лет! В течение этого времени я пробовала себя в роли ведущей на наших отчетных концертах — училась общаться со зрителями. И потом я поняла, что пора возвращаться к тому, о чем я так мечтала — к вокалу.
— В проекте «Залетай в тренды» ты говорила о себе как «глагол, который поет о несчастной любви с ноткой иронии». Почему такой мотив?
— Я выбрала его, потому что люблю писать песни со смыслом. Идеальный пример — песня «Чао» на русском языке, тогда я ещё даже не планировала переходить на татарский. Эта композиция весёлая и танцевальная, она о том, как девушка влюбляется в парня, но лучшая подруга ее отговаривает и сама уводит его. И смешно, и грустно от такой ситуации!
— Давай про «ЧАО». События в песне - из жизни?
— У меня не было такой ситуации, просто пришла такая идея в голову!
— Несколько твоих песен были исполнены на русском языке. Планируешь ли ты писать песни на русском или все же ты решила делать упор на родной — татарский?
— Я планирую писать песни на русском языке, у нас скоро выйдет фит — это будет не этническая история, идея родилась в этом году. Она будет посвящена Профсоюзной улице — тоже шуточная, как будто «Дышать» из прошлого. Видео-формат будет не тот, в котором меня узнали — это больше актерская тема, мы будем прикалываться. Еще мне хотелось бы создать национальную песню на русском языке, возможно для того, чтобы расширить аудиторию — это будет некий коммерческий ход. Если, конечно, зайдет, то я буду дальше делать что-то подобное.
Автор фото: личный архив Гульназ Шакировой
— Возможно, в процессе творчества ты наблюдаешь за деятельностью других артистов, которые «оживляют» твои новые треки?
— Мне нравится вайб Скриптонита, он делает то, что ему нравится и всегда пробует разное, несмотря на то, что некоторые говорят: «Где же старый Скриптонит?». Он держится на сцене очень спокойно — комфортная аура [смеется]. В свое время меня вдохновила Бритни Спирс, которая всегда танцевала на своих шоу во время песен. Именно тогда я поняла, что это верный ход со стороны исполнителя.
Автор фото: личный архив Гульназ Шакировой
— Почему ты считаешь, что продвижение национального кода действительно важный элемент музыки?
— У меня не было глобальных планов, что моё творчество станет продвижением национального кода. Мне просто было интересно услышать родной язык в современном звучании — именно в хип-хопе. Моей первой татарской песней была «Апипа», которая начиналась с «Бас, кызым» — для нас это «вставай», а для других — нижний диапазон звучания в музыке. Я сказала своему битмейкеру Матвею, чтобы мы поставили акцент на «бас» и добавили народный припев — пусть люди не понимают, что это! И пошло, поехало. Изначально я хотела брать из народных песен кусочки, переделывать их, а куплет своей вставлять. Но сейчас пишем уже целый текст. Хотя никто не исключает, что старые песни появятся в новом звучании. Мысль про продвижение национального кода внесли именно подписчики, которые начали говорить о том, что я выношу татарский язык в массы. Мне начали писать, например, люди из США, что они татары, но не знают свой язык, и благодаря мне начинают его изучать. Кто-то сравнивает татарских со своим языком, например, с казахским. Для меня татарский язык — это инструмент общения между людьми. Все языки уникальны, и мне хотелось, чтобы этот звучал в разных жанрах.
Автор фото: личный архив Гульназ Шакировой
— Кого из двигателей музыкальной индустрии ты можешь назвать и почему?
— У нас есть отцы и матери татарской музыки — Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова. Их песни подходят для того момента, когда ты хочешь вспомнить свою татарскую душу внутри. Они мне напоминают о детстве, о летнем времени в деревне, когда моя бабушка не разрешала мне разговаривать на русском языке. Из современных — Fauzia с нежным попом, у нее очень красивый, мелодичный голос. Есть группа «Оммаж» — очень стильные ребята, не знаю, какой у них жанр. Усал — полный андерграунд, где-то может звучать как рэп или хип-хоп.
— Многие локальные артисты работают с лейблами. А ты бы хотела работать в команде?
— Конечно, хотела бы. Вообще, когда еще Black Star был на вершине, я мечтала о нём. Вот Gazgolder мне очень нравится - особенно их артисты: Matrang или Аника. Баста всегда выбирал очень своеобразных людей, и я думала, блин, как бы было классно оказаться там. Сейчас большую возможность дают соцсети, можно вообще без лейблов, без продюсеров создавать свое творчество. У меня есть друг, который хочет поработать как продюсер, а я хочу научиться работать с ним. Это некий эксперимент, чтобы посмотреть, насколько это комфортно для нас. У меня есть лучший друг — Mайкрайз и Камиль Хакимов. Эти два человека — часть команды, и мы втроем верим в то, что наше творчество принесет плоды.
— «Шулай» и «Балам» быстро взлетели в трендах. Эти треки - некое соединение быстрых ритмов и лиричности. Ты работала над ними сама или с командой?
— Я прихожу к Матвею с идеей — у меня есть готовый текст и референс трека. Проще говоря, я нахожу какой-то мотив и стиль, а потом мы вдвоем сидим и создаем.
— Твои видео в социальных сетях набирают огромное количество просмотров. Как ты для себя свою формулу успеха объясняешь?
— Секрет в самобытности, этнической музыке и образе. Кстати, последний не был создан специально, я хожу так в обычной жизни. Тут нет ничего продуманного. Здесь просто стечение обстоятельств и интересов. Насчёт контента: я являюсь видеографом еще с момента, когда работала в танцевальной студии, мы очень любили снимать клипы. Я научилась делать динамические видосы, и использую этот навык по сей день. Все релизы и идеи снимаю я или же прошу кого-то отснять, а потом сама монтирую. Скажем так, секрет — это брать из песни западающие куски, которые будут близки человеку по духу.
— Как именно называется жанр, в котором ты работаешь?
— Раньше я думала, что это хип-хоп, но сейчас я называю я использую приставку «этно».
Автор фото: личный архив Гульназ Шакировой
— Как ты пишешь песни? Это зависит от твоего собственного душевного состояния?
— Все наши песни созданы из какого-то душевного состояния, кроме песни «Апипа» — она более шуточная. Смысл песни «She Like» в том, чтобы идти своей дорогой и не слушать непрошенных советов, быть собой. Я сталкивалась с такой проблемой, когда мне советовали петь так, как мне не нравится, но мне так не идет. «Балам» — это про то, что нужно сохранять своего внутреннего ребенка. «Тыпырдатып» — история про успешный успех, который навязывается нам в социальных сетях. Эти двойные стандарты, когда человек уже показывает значительный результат, но не весь путь. Не нужно бежать за чужим счастьем, нужно идти к своему, в своем ритме.
— Планируешь ли ты поменять стиль? Попробовать что-то новое?
— Пока нет. Я хочу экспериментировать с ним. Я кайфую, у меня мурашки от того, что я делаю.
— Песня «устала» — пауза от постоянных забегов с самим собой. Как ты справляешься с конкуренцией со вчерашней версией себя?
— Я думаю, что многие так живут. В какой-то момент они чувствуют себя прекрасно, а иногда батарея садиться, и им кажется, что они идут вообще не туда. Я сейчас приняла эту ситуацию, когда я чувствую себя хорошо, я запоминаю этот момент и из такого состояния и творю. Я стараюсь не выгорать, а принимать усталость — вдохновение обычно приходит в такие моменты. Ты переживаешь какой-то негативный период и пишешь о нем, как и было с «Шулай». Это просто очередной момент для роста.
— А можешь назвать самые сложные ситуации на протяжении твоей карьеры?
— Конечно, например, бюджет. Я не сторонник стабильной работы, потому что я творческий человек, мне всегда нужно заниматься чем-то разным — не сидеть на месте. Ну и как результат — нестабильный заработок. Еще я и музыку выбрала по жизни. Либо выстрелишь, либо нет. И ты всегда переживаешь, а правильно ли я сделала? У других же уже квартиры, машины, путешествия за границу. А я посвящаю весь свой бюджет творчеству, музыке, клипам. Это вечные сомнения.
— Как ты восстанавливаешься в такие моменты?
— Я не умею восстанавливаться. Точнее, год назад не разрешала себе, поэтому выгорала. Сейчас я не ругаю себя за то, что не хочу ничего делать целый день. Я могу проваляться весь день на кровати и смотреть «Битву экстрасенсов» — это весь мой отдых, я пока что не дошла до спа или массажей.
— Твой путь нельзя назвать быстрым: бессознательно ты шла к этой цели около 10 лет. Что было самым трудным?
— С самого детства, еще с четырех лет, я говорила всем, что буду певицей. Мне всегда нравилось находиться на сцене — на своем месте. Когда я на сцене, у меня что-то щелкает, и я становлюсь раскрепощенной, потому что в жизни я очень стеснительный человек. Я верю в предназначение, каждый рождается с каким-то определенным талантом, который необходимо принять. Несмотря на то, что я отдала танцам двенадцать лет, я все равно вернулась туда, к чему лежала моя душа всю жизнь.
— Твой сценический образ заслуживает отдельного внимания — стиль девяностых в перемешку с современной татарской ноткой. Почему вообще 90-е?
— Я выросла на песнях из девяностых — «Руки вверх», Шура, которого я просто боготворю — это был персонаж-вызов. Мне нравятся клипы из нулевых — они были такие смелые, а-ля американские, где не боялись экспериментировать. Я люблю свободную одежду, потому что у меня образ жизни динамический и связан с хип-хопом. Хочешь не хочешь, будешь шаровары носить. Шапочки разных цветов тоже занимают отдельное место в моем сердце. Часто я ношу тюбетейки — у меня длинные волосы, поэтому заплетаю косички. Конечно, хочется что-то поменять в имидже, но сначала должны произойти внутренние изменения.
— В одном из интервью ты говорила, что в целях экономии научилась снимать клипы сама. В сейчас как они создаются?
— Иногда делаю сама, иногда с командой. Например, над «Шулай» трудился огромный продакшн. Я очень расслабилась и кайфанула, хотя обычно я сама отвечаю за монтаж. Например, скоро мы будем работать над клипом, другой человек будет монтировать, а я буду добавлять спецэффекты. Мне это нравится!
Автор фото: личный архив Гульназ Шакировой
— Какие планы на ближайшее будущее? Возможно, появились новые цели?
— Как там говорят? Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. В этом году я хочу выпустить как можно больше песен, снимать больше интересного и цепляющего контента. Попробовать работать с бендом, музыкантами — я планирую смешать хип-хоп с роком. Может быть, осенью будет концерт, но не факт.
Автор фото: личный архив Гульназ Шакировой
— Можешь ли ты дать несколько советов новеньким артистам, которые начинают свой путь?
— Я бы посоветовала начинающим артистам набираться терпения, потому что, к сожалению или к счастью, сразу все не получается. Надо набраться опыта, прочувствовать почву и понять, в каком направлении тебе нужно идти. Самое главное — быть искренним и делать ту музыку, петь о том, что тебе действительно нравится. Если ты выбираешь поп, то тебя будет слушать большинство. Если же ты выбираешь какой-то другой жанр, менее знакомый,понятное дело, что слушателей будет не так много, но зато все они будут интересными и необычными. Не лениться, учиться самому делать контент, потому что сейчас очень много приложений, которых раньше и не было, особенно когда нет бюджета. Работайте и работайте!
Популярное
«Дети перемен»: очередная сага про 90-е
Странно, но сериал называют чёрной комедией, хотя ничего смешного в нём нет. Мы посмотрели первые серии и делимся впечатлениями.
Тина Кузнецова: «Мне нравится, как развивается Казань»
Поговорили с певицей о семье, каверах на песни «Гостей из будущего», создании мерча и любимых местах в Казани.
Ольга Медынич: «Я хотела стать прокурором, но об актерской профессии не думала»
В эксклюзивном интервью для GALA актриса Ольга Медынич делится своими мыслями о профессии, материнстве и проводит параллели между спектаклем и бокалом хорошего игристого.
Казанская певица Дышать: «У меня мурашки от того, что я делаю»
Локальная исполнительница этно хип-хопа о продвижении национального кода, сценическом образе в стиле девяностых и проблемах с деньгами.