«Легенды наших предков»: семейное роуд-муви, которое растрогает даже скептиков
ММКФ радует премьерой с Александром Яценко, Антоном Кузнецовым и Юрием Колокольниковым.
Московский Международной фестиваль в самом разгаре. Здесь дебютировал фильм «Легенды наших предков» в конкурсе «Русские премьеры». Это фэнтезийное приключение для всей семьи. В последнее время в России уж очень много снимают сказок, но обычно за них стыдно: причем не создателям, а зрителю. Вспомнить только недавнюю «Царевну лягушку», которая стала синонимом испанского стыда. Но фильм Ивана Соснина - исключение из правил. Это добрая картина, идеально удовлетворяющая зрительский запрос на простоту, доброту, но при этом и эмоциональную глубину.
По сюжету «Легенд» журналист (Александр Яценко) возвращается из экспедиции в тайге, где ему рассказали таинственную легенду о духе леса. Дух леса преследует героя и уговаривает его спасти своих братьев — мифических существ, о которых люди стали забывать. Ведь все они могут жить, только пока о них помнят. Протагонист соглашается и отправляется со своей дочерью-подростком в затерянные уголки Урала.

Иван Соснин известен по очень трогательному сериалу «Юг» с Ярославом Могильниковым — это тоже доброе роуд-муви, но в сериальном формате (кстати, очень советуем). Один из продюсеров проекта – Екатерина Кононенко, которая работала с Ильей Найшуллером в «Хардкоре» и над фильмом «Кентавр» с Юрой Борисовым. Кто-кто, а она точно может разглядеть талантливо созданный проект и помочь его реализовать.
В «Легендах» задействовано не так много актеров: всего девять. Но каждый из них находится на своем месте и отлично справляется со своей ролью. Персонаж Яценко хоть и положительный, но сложный, неоднозначный: может проявить равнодушие и даже сделать что-то гадкое. В конце пути в прямом и переносном смысле он, конечно, изменился - типичная арка, которая в этом случае не бесит. У Яценко с Сосниным получилось создать по-настоящему обаятельного человека, в которого практически сразу влюбляешься. И даже когда он оступается, зритель надеется: «Ничего, сейчас он все исправит, я верю в него».

Еще один главный герой – яркий, смешной и милый дух Нюлэсмурт, которого играет Антон Кузнецов. Он здесь основной комедийный и развлекательный движок. Постоянно шутит, прыгает. Нельзя не обратить внимание на его потрясающий грим и костюм. Конечно, зритель должен изначально принять эту условность: «Да, существует такое мохнатое чудище», – но сделать это довольно просто. Кузнецов действительно уникальный актер, которому удается по-настоящему перевоплощаться так, что его не узнают зрители. Сложно представить, что криминальный авторитет Дым из «Юззза» - это гигантский добрый и смешливый дух леса.
Идеальное дополнение к парочке главных героев – Юрий Колокольников, исполнивший роль горного великана Нёр-Ойка. Его, к сожалению, здесь не так много, но каждое появление производит сильное впечатление. Конечно, в картине видна слаженная работа: Соснин снимает кино с этим актерским составом уже не впервые, поэтому тумблер органики выкручен по максимуму.
Сценарий у картины качественный, хотя сама история довольная хрестоматийная - как из учебника: сюжет развивается довольно быстро, не буксует. Возможность – препятствие – преодоление, возможность – препятствие – преодоление. Иван избавляет нас от сюжетных поворотов, когда герою что-то достается просто так. Протагонист постоянно преодолевает трудности, местами начинаешь чувствовать шаблонность, но это ощущение быстро испаряется. Где-то не хватило неожиданного поворота или осознанного нарушения правил драматургии, чтобы можно было ощутить другой спектр эмоций.
А вот юмор в фильме - это то, что его вытянуло бы даже в том случае, если бы мы нашли более серьезные огрехи в сценарии. Я действительно не помню, чтобы я так смеялся на фильме с приставкой «семейный». Здесь и текстовые шутки, и гэги в исполнении Нюлэсмурта, и ситуационные приколы. Наверное, хотелось больше взрослого юмора, но, видимо, создатели целились в более широкую аудиторию. Но отдельное спасибо за отсутствие поверхностности на всех уровнях: от юмора до сюжета.

Посыл фильма угадывается примерно в тот момент, как только ты увидел постер или посмотрел первые десять минут: чти память предков и заботься о своей семье. Скрытого смысла тут нет. И, наверное, это даже правильно. Но меня порадовало, что герои приходят к этому самостоятельно — их двигает история и события, а не слайд с надписью, заключающей в себе мораль фильма. Что еще важно – смысл картины мы не только понимаем, но и чувствуем. История не только и даже не сколько заставляет думать, а всё-таки больше чувствовать: смеяться от души, плакать с тяжестью в горле и покалыванием глазниц.
А вот чего не хватило, так это операторской работы. Сказочное роуд-муви обязательно должно иметь фантастическую картинку, необычные и яркие кадры, движение камеры, чтобы подчеркивать всю красоту и создавать уникальный визуальный мир. Ладно бы это была классическая драма или триллер. Там отсутствие вышеперечисленных приемов можно простить, но тут это большой недочет. Уберите из «Властелина колец» потрясающую съемку — и магия исчезнет. Визуальная часть, кроме локаций, — слабое место фильма. Режиссер и продюсеры держат в голове потенциальное продолжение, уже есть много заготовок. Осталось только собрать хорошую кассу - фильм в прокате стартует 1 мая. И если сиквелам быть, то, надеюсь, картинку удастся подтянуть. Тогда проект заиграет новыми красками.

В этом роуд-муви мы видим разные отдаленные уголки Урала. Соснин, кстати, из этих краев – и показать настоящие аутентичные локации, одинокие дома, окруженные лесом, для него было важно. Он не хотел снимать удмуртскую деревню в Подмосковье, потому что так дешевле, ближе или удобнее. Нет, съемочная группа действительно ездила по всем этим лесами и полям. Это было сложно, у них постоянно что-то ломалось, не везло с погодой, но неудобства точно стоили того — у фильма появилась душа.

Популярное
Кто такие AY YOLA и как они взорвали интернет
Вам попадалась в рекомендациях девушка в этническом наряде, поющая что-то на башкирском? Рассказываем, кто она и о чем музыка.
Группа AY YOLA — на пике популярности. Но как они звучат вживую?
Побывали на вечеринке Gravity от промо-группы Plombir — это был первый концерт башкирского трио AY YOLA в Казани. Рассказываем, как это было.
Самое смешное и интересное с открытия ММКФ
Никита Михалков про «Оскар» и Юру Борисова, Настастья Самбурская с гигантский подолом и отдельным человеком для него, а еще закулисье красной дорожки — рассказываем про все это в репортаже GALA.
Самбурская в перьях и безызвестный состав «серебра»: провальные образы с ММКФ
Заявленный дресс-код «драматичный черный» почти никто из звезд не соблюдал… Что из этого вышло?