Вероника Грязнова

Автор фото: Вероника Грязнова

Автор материала: Роберт Зарипов

Дмитрий Лысенков: «Я – не многие»

О подробностях съемок в сериале «Девушки с Макаровым», работе Локшина над «Мастером и Маргаритой» и отцовстве поговорили с одним из самых известных российских актеров прямо сейчас в интервью для GALA.

Сегодня Дмитрий Лысенков — один из самых востребованных актеров в России. Он шикарно отыгрывает и подлецов, и положительных героев, и сложных персонажей. При этом он участвует в диаметрально противоположных проектах: драмах, комедиях, полнометражных картинах, очень длинных сериалах и совсем камерных проектах. Дмитрий родился и вырос в Питере, окончил СПбГАТИ. Недавно актер блеснул в «Василии», который готовили к выходу 10 лет, а еще скоро выходит второй сезон «Телохранителей», где Лысенков играет одну из главных ролей. В интервью для GALA поговорили с Дмитрием о специфике выбора проектов и о том, что он ревнивый папа.

Вы рассказывали, что решили поступать в театральный после успешного школьного выступления. Помните те детские эмоции?

— Пожалуй, там ничего не было, кроме радости успеха. Сейчас могу сказать, что это был довольно дешевый успех — насмешить школьный зал не так уж сложно, к тому же водевиль Чехова «Предложение» — почва благодатная. На следующий год, к юбилею Пушкина, я подготовил что-то посерьёзней — монолог Барона из «Скупого рыцаря». С ним уже пришло признание за пределами школы: я выиграл городской конкурс. После этого учителя и завуч начали спрашивать, не хочу ли я попробовать поступить в театральный. Так, в общем, я и стал «народным кандидатом».

Родители поддержали выбор стать актером?

— Родителям я рассказал о поступлении только после второго тура. Они восприняли мой выбор с пониманием: отец — спокойно, бабушка — с опаской, а мама — как будто даже с радостью.

Ходят легенды про то, насколько тяжело учиться на актерском. Что дал вам этот опыт?

— Это всё легенды. Единственная сложность — находиться в одном и том же коллективе 24/7 на протяжении нескольких лет. Замкнутый мирок. А в остальном — это обычная учёба. Каким ещё может быть опыт обретения профессии?

Вы хотите играть больше главных ролей – упоминали об этом в одном из интервью. Но что бы вы выбрали: второстепенную роль в очень крутом проекте или главную, но в среднем? И почему?

— «Среднее» – это скучно… Я предпочту роль второго плана, но в достойном произведении.

Вы работали в театре с Константином Богомоловым. По слухам, это очень эксцентричный и сложный человек. А какое впечатление о нем сложилось у вас?

— Это всё слухи… «Я странен, а не странен кто ж?» Я видел перед собой человека, занятого делом: разбором и собственной трактовкой «Преступления и наказания» Достоевского. У нас не было личных отношений, только совместное творчество. В режиссуре он точен и требователен. А какой Богомолов в частной жизни, я вовсе не знаю.

Автор фото: Вероника Грязнова

Вы говорили, что не боитесь актерских примет. А есть что-то, на что вы не пойдете ради роли из-за каких-то других соображений?

— Сложно предположить, что бы это могло быть… Но вырывать себе зубы ради роли не стану!

Вы часто играете неприятных персонажей в кино и в театре. Я читал, что многие актеры, которые играют подобных героев, не воспринимают их как плохих. Они их любят, понимают и принимают – иначе не смогли бы сыграть. А какой из неприятных персонажей, сыгранных вами, ваш самый любимый?

— Я – не «многие». Я адекватно оцениваю персонажа и его поступки. Даже если отыскиваю мотивы и причины его поведения, всё равно прекрасно понимаю, что мой герой неприятный, а иногда и вовсе подонок. Из любимых неприятных персонажей, наверное, выделю Свидригайлова. Вот уж где бездны ада!

Автор фото: Мария Зимина

Вы работали с театральными режиссерами из других стран. Какой опыт переняли у них? И действительно ли подход к театру разный в зависимости от менталитета?

— Я бы не стал связывать разность режиссёрских подходов только с менталитетом. Режиссёр вообще профессия штучная, и даже внутри одной страны они могут быть совершенно разными. Да, я работал с венграми, поляками, французами, американцами, литовцами — и у каждого было чему поучиться. В основном это работа с формой высказывания: содержание уже заложено в пьесе, а вот с формой все работают по-разному. В этом смысле было бы интересно поработать ещё с немцами — они в плане жёстко структурированной формы настоящие «передовики производства». Но если честно, есть один универсальный критерий: театр имеет право быть любым, кроме скучного. А все остальные различия преодолеваются чувством юмора. Оно, кстати, у людей театра во всём мире довольно схожее (если оно есть)!

Мы все ждем третий сезон сериала «Почка». Но часто с каждым последующим сезоном уровень качества сериала теряется. Как в случае с «Почкой» удается избежать такой тенденции? Чего вообще ждать от новых серий?

— Думаю, дело в том, что у нас не меняются авторы сценария — Елизавета Тихонова и Мария Шульгина. История продолжается на том же ироничном языке. Режиссёром всех трёх сезонов тоже остаётся Маша Шульгина, так что мы в надёжных, заботливых руках.

А чего ждать? Не могу рассказать – спойлеры.

Вы снимаетесь в очень разных с жанровой точки зрения фильмах и сериалах — от «Мастера и Маргариты» до каких-то суперлегких комедийных проектов. А как вообще выбираете, где точно хотели бы участвовать?

— Читаю присланное предложение и на уровне сценария оцениваю: интересно мне это или нет, захватывает ли история, не будет ли персонаж повтором того, что я уже играл. Других критериев у меня нет.

К слову о «Мастере и Маргарите» – это один из самых громких и успешных проектов. На этапе съемок или читки было ощущение, что это шедевр? Или осознание пришло уже только после выхода фильма в прокат?

— Сценарий целиком мне не присылали, но у нас с Локшиным уже был опыт совместной работы в «Серебряных коньках», и мы полностью доверяли друг другу. Образ Латунского — образ тотального зла — мы сочинили ещё на пробах. А что фильм действительно получился, я понял только на премьере.

Как вы считаете, когда автор обращается к классике, он должен ее «адаптировать» или полемизировать с автором оригинала? И что делал Локшин в своей интерпретации романа?

— Любой творец создаёт своё собственное произведение. Чтобы перевести литературу на язык кино, неизбежно приходится пересобирать первоисточник. Мне кажется, Михаил Локшин и Роман Кантор сделали это очень удачно: сохранили дух романа Булгакова и при этом вплели в историю факты из его биографии. Картина от этого только выиграла, стала объёмнее.

В «Большой секунде» (шикарном, на наш взгляд, сериале) главный герой, которого вы играете, — очень противоречивый человек. С одной стороны, он может раздражать. С другой — все мы люди и сами часто проявляем слабость. Сколько в этом персонаже от вас лично?

— Сложно сказать сколько. Возможно, даже больше, чем в любом другом персонаже. Пожалуй, что точно меня роднит с Ростиславом – это сентиментальность.

Автор фото: Мария Зимина

Автор фото: ТНТ

В «Телохранителях» вы – отец уже взрослой дочери, который не в восторге от ее отношений с подчиненным вашего героя. А в жизни, когда подрастут ваши дочери, вы будете ревнивым папой?

— Моей старшей дочери скоро 14. Так что я уже ревнивый папа, поверьте.

На ТНТ идет финальный сезон сериала «Девушки с Макаровым». Вы уже говорили, что этот проект в первую очередь комедийный, а криминал – это просто декорации. Но как вы готовились к этой роли? Изучали криминалистику?

— Страшно представить, что настоящий криминалист думает о нашем сериале! (Смеется.) Наш ситком не ставит задачу детально рассказывать о работе криминалистов — да и полиции в целом. Конечно, я знаю, как снимают отпечатки пальцев и кое-какие другие вещи, но в угоду ритму комедии, хронометражу и набору гэгов мы жертвовали такими подробностями.

Мало какие сериалы продлевают аж на пять сезонов. С точки зрения актерского мастерства в чем интерес участвовать в таких долгих проектах? Вы каждый раз пересобираете персонажа или, наоборот, стараетесь сохранить уже работающие приемы?

— Нет, персонаж ситуационной комедии — это постоянная величина. Он остаётся неизменным, меняются только ситуации, в которые его помещают. А их разнообразие, конечно, не бесконечно. Я всегда хотел, чтобы мой Куренков оставался интересным и свежим, поэтому важно завершить проект, когда всё ещё в хорошем состоянии и есть что рассказать. Лучше уйти на высокой ноте!