ТНТ

Автор фото: ТНТ

Автор материала: Ольга Некрасова

Денис Бауэр: «Хорошая работа художника не заметна»

Заглядываем за кулисы российского кино и болтаем с одним из главных волшебников съемочной площадки — художником-постановщиком.

Денис Бауэр — талантливый художник-постановщик. Его работа состоит в том, чтобы фильмы, которые мы смотрели, погружали нас с помощью визуального языка в атмосферу. В качестве художника он трудился над такими проектами, как «Подельники», «Ледокол» и «Предчувствие».

 

3 апреля на экраны выходит российская комедия  «Батя-2: Дед», где Бауэр успел побывать не только в своей привычной роли, но еще и в роли актера в одной из сцен.

— Какие фильмы в плане работы художника-постановщика вам нравятся больше всего?

— Мне много чего нравится. Три фильма, которые сразу приходят на ум: «Ностальгия» Андрея Тарковского, «Чужой» Ридли Скотта и «Кин-дза-дза» Георгия Данелии.

— Вы часто работали над картинами с довольно серьезной драматургической подоплекой — «Слово пацана», «Идентификация», «Подельники». Постановка в драматических проектах — ваше осознанное решение или же случайное стечение обстоятельств?

— Это просто желание работать с интересным, хорошо написанным материалом. Жанр не имеет значения.

— Вам больше нравится работать с драмой или с комедией? Есть ли у вас вообще такое разделение?

— Разделение, конечно, есть, ведь это разные жанры. Но, как я уже сказал, мне нравится работать с хорошим сценарием. Это похоже на чтение интересных книг — они могут быть о чем угодно, как о смешном, так и о страшном или серьезном.

— Какой случай за последние несколько лет работы вам запомнился больше всего?

— Встретил любимую женщину на съемках! (Улыбается.)

— Как вы думаете, какие ошибки часто совершают начинающие художники-постановщики?

— Все люди разные и ошибки, соответственно, тоже. Лично у меня была проблема с отсутствием нормального планирования.

— Бытует мнение, что хороший режиссер или звукорежиссер — это невидимая рука фильма. Если работа сделана плохо — их обвинят все, а если хорошо — никто не заметит. Применимо ли это к ремеслу художника-постановщика? Что вы на этот счёт думаете?

— С работой художника-постановщика ситуация аналогичная. Хорошая работа художника не заметна, потому что она не отвлекает от истории, а наоборот, погружает зрителя в «реальность» фильма, делая ее естественной и достоверной вне зависимости от жанра. В целом это коллективная работа, и успех зависит в первую очередь от взаимодействия трех ключевых фигур: режиссера, оператора и художника.

— Кем вы мечтали стать в детстве?

— Путешественником на машине времени (улыбается), но недолго. Вообще я мечтал достаточно мало и фрагментарно.

— Как происходит процесс «обживания» декораций? Ведь не всё в кадре должно выглядеть идеально.

— Я стараюсь «проживать» жизнь персонажа из сценария. Исходя из этих воображаемых переживаний, я придумываю материальный мир героя: где он спит, где ест, куда складывает одежду. Важно, чтобы его жилище или другое место обитания отражало внутренний мир героя на данный момент, учитывая события, происходящие с ним в сценарии.

— Как вы находите референсы для своих работ?

— Вообще, точные референсы не всегда удается найти. Да и не всегда это нужно, поскольку хочется создавать что-то свое. Однако жанр зачастую диктует определенные направления и отсылает к уже существующим произведениям.

— У каждого режиссера свой подход к съемочному процессу и команде. А как художник-постановщик находит общий язык с режиссером?

— Прежде всего это простое человеческое взаимоуважение. А потом уже идут убеждения, вкусы, интересы. Важно, чтобы режиссер, художник и оператор смотрели в «одну сторону». Однако именно на противоречиях иногда рождаются интересные решения.

— Насколько важен вклад художника-постановщика в работу с актерами?

— Точная и качественная работа художника — правильно подобранные объекты и хорошо сделанные декорации — положительно влияет на работу актера. Он верит в материальный мир, который его окружает, и живет в нем правдиво.

— Совсем скоро на экраны выйдет фильм «Батя-2: Дед». Там вы не только выступили художником-постановщиком, но и сыграли эпизодическую роль. Как вам удалось совместить эти две ипостаси? Были ли моменты, когда вы, как художник, смотрели на съемочный процесс и думали: «Вот здесь я бы сделал иначе, если бы был только за кадром»?

— Нет, таких моментов не было. Уже будучи одетым в костюм, я продолжал выполнять свою работу, параллельно с актерской (улыбается).

Автор фото: ТНТ

— Фильм «Батя-2: Дед» продолжает историю, начатую в первой части, но с новыми героями и вызовами. Как вы, как художник-постановщик, подошли к созданию визуального мира, чтобы сохранить дух франшизы, но при этом добавить что-то новое? Были ли какие-то особенные детали или локации, которые стали для вас ключевыми в передаче атмосферы фильма?

— Главной декорацией и ключевым объектом стал дом деда — место проживания главных героев, где происходит значительная часть событий фильма.

Автор фото: ТНТ

Автор фото: ТНТ

— Фильм — это в какой-то степени имитация реальности. И нас часто обманывают ненастоящей едой, техникой и декорациями. На ваш взгляд, какие текстуры и какие декорации сымитировать сложнее всего? Почему?

— Сложнее всего делать то, что плохо знаешь и не понимаешь происхождения, не знаешь истории. Важно уметь собирать и изучить материал о любом предмете, который предстоит воссоздать и воспроизвести.

Автор фото: ТНТ

— Как часто вы прибегаете к цифровым технологиям для своей работы?

— Я почти все делаю в компьютере: использую Photoshop, SketchUp и с недавнего времени Chat GPT. Это мои постоянные и незаменимые инструменты.

— Работа над каким проектом запомнилась вам больше всего?

— Таких проектов несколько, и выделить один трудно. Проект «Подельники» запомнился жутким морозом во время съемок, «Ледокол» – сложностью технологии производства, а «Земля Эльзы» – съемками в любимом Горном Алтае. Но на самом деле все эти проекты объединяет одно – продуктивная и интересная  работа с режиссером-постановщиком.

— Кто повлиял на ваш художественный язык?

— В основном, как ни странно, это русская и американская живопись XX века. Кукрыниксы (творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев. — GALA) и Норман Рокуэлл, Илья Репин и Эндрю Уайет (улыбается). Внутреннее столкновение этих миров произвело на меня сильное впечатление.

— В чём отличие кино от театра?

— В театре нужна и важна более точная и концентрированная знаковость изображения. Грубо говоря, кровать и стол могут быть всей декорацией спектакля, но то, как они стоят, как освещены, может рассказать многое. В кино же происходит столкновение и связь разных пространств и реальностей — их может быть сотня и более. Несмотря на это, в этой сотне объектов должна быть объединяющая их среда и драматургия.

— Как бы вы описали лейтмотив своего творчества одним словом?

— Предчувствие.