Елена Гредюшко

Автор фото: Елена Гредюшко

Автор материала: Любомир Ковырушин

«Я родился в цирке»: что знает итальянский клоун из династии цирковых артистов

В Казань с гастролями приехал итальянский цирк. Мы поговорили с его артистами Джоем Коста и Бруно Тони о тайнах древнейшей комедии и о том, как вообще становятся клоунами.

Впервые в Казань приехали «Цирк из сапога» вместе с артистами из Италии — страны, в которой и зародилось цирковое искусство. Ядро программы, представленной известной цирковой династией Флавио-Даниэле Тони, составляют номера с бенгальскими и белыми тиграми, а также номер с арбалетами. Мы взяли интервью у Джоя Коста — обаятельного и веселого клоуна, а также Бруно Тони, представителя династии. Преодолеть языковой барьер нам помогла супруга Джоя и танцовщица из их труппы — Светлана Зотова, которой мы говорим отдельное спасибо за синхронный перевод.

— Как давно вы гастролируете в труппе «Цирка из сапога»?

— Именно с этой программой с 23 мая прошлого года. Но вообще я работаю в цирке около 30 лет. Я родился в цирке.

— То есть ваши родители тоже работали в цирке?

— Да, бабушки, дедушки. Это тоже цирковая династия.

Почему вы решили стать именно клоуном, а, например, не жонглером или дрессировщиком?

— Мне нравится развлекаться самому, развлекая при этом людей. Для меня большая удача найти работу, к которой лежит душа.

Что нужно для того, чтобы стать клоуном?

— Это должно быть внутри человека. Желание развлекать, дарить людям радость, веселье. Если вы спокойный, то клоуном быть сложно. Когда тебе хочется, у тебя есть внутри желание и страсть к тому, чтобы люди смеялись, когда это развлекает и тебя самого, то клоуном быть легко. Еще очень важно, чтобы был контакт с людьми. Клоуны часто вытаскивают кого-нибудь из манежа на сцену. Важно уметь с ними контактировать, чувствовать публику, чтобы это было органично.

Вы учились быть клоуном или всему научились на месте?

— Меня всему научили в семье.

А как происходил процесс обучения? Чему вообще клоунов учат?

— Когда мне было 15-16 лет, в фамильном цирке понадобился клоун, мне предложили попробовать. Мне нравилось веселить всех вокруг. Было много видео (в Интернете.GALA), я просто начал повторять разные репризы. Всегда рядом была семья, она могла подтолкнуть в правильном направлении. Специального образования у меня не было. У нас вообще не было такого, чтобы детей специально отправляли учиться на клоунов. Дети сами ходили на представления, в другие цирки. Видели, как все работает, пробовали сами, совершенствовались.

В Италии вообще нет цирковых школ?

— Есть цирковая академия, но идти туда необязательно. Особенно если ты из такой семьи.

Были ли мысли, если бы не цирк, то что?

— Подумаю об этом, когда стану старым.

Чем отличается итальянский цирк от любого другого?

— Культура цирка в Италии действительно отличается. Цирки в России стационарны — как театр. И люди из одного города приходят обычно на одних и тех же артистов, просто на разные программы. А в Италии это шапито, странствующие цирки, артисты приезжают в разные города. В Италии вообще нет ни одного стационарного цирка! Во Франции, в Германии, в Европе — они есть. Но не в Италии. Во время путешествий артисты приобретают самые разные навыки и умеют всё. Если в стационарном цирке, например, могут быть люди, которые только жонглируют, то в шапито такого нет. Артисты сами строят цирки, сами проводят электричество. Возвращаясь к предыдущему вопросу, я хорошо разбираюсь в проводке, работаю с электрикой. Возможно, я решу заниматься этим, когда задумаюсь над пенсией.

Как выглядит работа в цирке: распорядок дня, гастроли?

— Как у обычных людей. Просыпаемся, завтракаем, идем на работу, репетируем. Если в этот день запланировано шоу, то наступает время макияжа, грима, подготовки к выступлению. В принципе, обыкновенная жизнь. Разве что обычные люди по утрам работают, а у нас же работа вечерняя.

Почему вас называют «покорителем женских сердец»?

— Лучше спросить жену (смеется) (она сидит рядом и помогает с переводом).

Супруга:

— А где его так называют?

Вы не знали? Так написано в афише на сайте Казанского цирка.

(Смеются).

— Я не знаю. Может быть, это такой русский стереотип, что все итальянцы — горячие мужчины? Плюс есть такая реприза со свадьбой. Возможно, из-за этого номера.

А вообще, с учетом такой гастролирующей работы, тяжело ли с личной жизнью?

— Приходится быть осторожным. Вокруг много других девушек, а рядом всегда жена...

Нет-нет. Тяжело ли в целом с личной жизнью у артистов, когда идут постоянные гастроли?

— Для нас это нормально. Мы уже привыкли путешествовать. В принципе, именно моя личная жизнь от этого не страдает. Есть только одна сложность: у меня есть две дочери, одна из которых еще ходит в школу. Ей нужно продолжать учиться. И это тяжело, тем более, когда мы в другой стране, с другим языком. Но они родились в цирковой семье, которая путешествует всю жизнь. Поэтому для них это нормально. Они и не знают, как жить по-другому.

А как дети относятся к такой жизни? Они хотят пойти по вашим стопам?

— Скорее всего, они тоже будут работать в цирке. Они так воспитаны. Старшая дочь уже участвует, как ассистентка Бруно, в номере с арбалетами.

А как вы придумываете номера?

— Новое — это хорошо забытое старое. Сложно изобрести что-то совершенно новое. Да и изобретать — большой риск. Люди это могут не полюбить. Какие-то незначительные моменты постоянно переделываются. Ведь всегда разная публика, разные страны и города. У меня есть свой образ, я постоянно дополняю его, он все время трансформируется. Какие-то старые репризы модернизируются, изменяются в зависимости от публики. Это как огранка бриллианта. Часто это получается в процессе импровизации, прямо на сцене, когда ты понимаешь, что публике это может понравиться. Все улучшается благодаря зрителям. Иногда это может быть один жест — даже он может повлиять на выступление.

Какой в вашем опыте был самый опасный номер?

— Когда спрашиваешь у директора про зарплату (смеются). Шутка. Самое опасное в цирке — номера с тиграми. А если именно у меня, то реприза «бокс». В ней некоторые люди иногда увлекаются, забывают, что это шутка, и могут по-настоящему ударить.

Вопрос к Бруно. А часто происходят несчастные случаи с животными в цирке? Как страшно быть дрессировщиком тигров?

— Если что-то происходит, есть специальные пожарные брандспойты, чтобы окатить животных водой. Если случается какой-то внештатный инцидент, это помогает отвлечь тигров на 5-7 секунд, чтобы выбежать из клетки, или чтобы в клетку вбежал еще один дрессировщик и помог успокоить зверей.

Но опасность есть не только при работе с животными. У всех остальных тоже есть опасные моменты. Например, у акробатов. Поэтому в цирке всегда присутствуют доктора для моментальной помощи в случае чего. В плане безопасности в цирках всегда хорошо.

Джой, какой номер в вашей карьере был самым смешным?

— Который проводится сейчас. Называется «свадьба». Когда мы работали с этой репризой в Риме, людям настолько понравилось, что они просили выйти на бис.

А о чем эта реприза?

— Я беру людей из зала, вывожу их в манеж и обыгрываю между ними «любовь». Это та реприза, про которую мы говорили в вопросе о покорителе сердец. Это сложно объяснить, ее нужно посмотреть. Если хотите ее узнать, приходите.

Цирковое искусство претерпевает изменения с течением времени? Как оно меняется? Или оно такое, как и 100 лет назад?

— Есть какие-то классические номера, которые проходят сквозь года. Но все равно какая-то хореография, какая-то музыка меняется. Добавляются лазеры, цирк становится технологичнее. Растет режиссура, добавляются те номера, которых раньше вообще никогда не существовало. Конечно, цирк изменяется, как и все вокруг.

А есть в цирке то, что никогда не изменится?

— Единственное, что не меняется, это те впечатления, которые приносит людям цирк. Можно изменить музыку, номера, но нельзя поменять те ощущения, за которыми люди приходят сюда.

Вы сталкивались со стереотипами или предрассудками о клоунах?

— В обычной жизни у меня большинство друзей из цирка. Если кого-то случайно встречаю, то как и в любых профессиях кому-то моя работа нравится, кому-то нет. Ничего страшного. С этим ничего не поделать. Встречались такие люди, но я не обращал на них внимание. Для меня важно то, как я живу, и те, с кем я провожу большую часть времени. Судить нужно не по тому, кем ты работаешь, а по тому, как ты живешь.

Сколько зарабатывает клоун?

— Я не могу сказать ничего точного об этом. Я работаю в разных местах, в разных цирках. Везде разное количество выступлений и разные суммы гонораров. Я получаю достаточно для своей хорошей жизни — такой, как я хочу.

Как можно увеличить свой доход?

— Всегда можно работать хорошо. А можно еще лучше. От этого и зависит то, сколько тебе заплатят. Здесь нет стабильной оплаты.

Есть ли безработица в сфере циркового искусства? Все ли артисты могут найти работу?

— В какие-то месяцы можно быть совсем без работы. Какие-то артисты находят ее быстро, какие-то нет. Как и во всем мире, не везде есть стабильность. У нас есть даже такая шутка: «Как работа? Все хорошо. Только банк кредит не дает».

Правда ли, что в жизни клоуны мрачные и депрессивные?

— Я депрессивный только с женой (смеется). Нет, в обычной жизни я такой же, как в манеже.

Автор фото: Елена Гредюшко

То есть это просто стереотип?

— Среди моих друзей не было таких, кто выходил со сцены и сразу становился депрессивным и раздражительным. Я таких клоунов не встречал. Конечно, бывают некоторые дни, когда ты чувствуешь себя не очень хорошо, но выходя на манеж ты все равно надеваешь улыбку.

Существует ли цирковой кодекс? Негласный свод правил?

— Кодекса и свода правил нет, но есть приметы. Именно в итальянском цирке и театре нельзя выходить на сцену с зонтом. Нельзя использовать фиолетовый цвет. Считается, что это к неудаче. В российском цирке, я знаю, есть примета — нельзя сидеть спиной к манежу.

Еще нельзя брать в манеж некрасивых девушек.

— Правда?

— Нет-нет, это шутка.

А есть ли запрещенные шутки в цирке? Или те, к которым остальные артисты относятся пренебрежительно?

— У нас были гастроли в Белоруссии. Была реприза, сейчас ее не делают, когда я выбрасывал спагетти в людей. В Белоруссии над этим не смеялись. У них нельзя было бросаться едой. В Италии такого нет. В России тоже нормально восприняли. Но люди везде разные, и некоторые шутки неприемлемы ввиду менталитета. Но в Минске нам очень понравилось. Мы там были около пяти месяцев. Там тоже очень красивый цирк.

Смешить других людей для вас профессия. Как вы поднимаете настроение самому себе или близким?

— Я, как говорят, родился клоуном. Мне нравится смеяться над шутками других, мне нравится дарить улыбку другим людям. Я радуюсь тогда, когда у меня это получается. Здесь все совпало. Дома и в манеже я абсолютно одинаковый. Разве что в обычной жизни на лице грима нет.

Как много свободного времени в гастролях? На что его удается тратить?

— Мы идем смотреть город, музеи. Было несколько свободных дней и мы с женой на ее день рождения успели съездить в Санкт-Петербург. Иногда удается путешествовать. Пробовать другую кухню. В Казани она сильно отличается. Мы пробовали здесь манты, эчпочмаки, чак-чак. Мы ходим, смотрим на чужую культуру, на других людей, это очень интересно.

Где вы встречали самую благодарную публику?

— Здесь и в Цирке Никулина на фестивале в Москве. С восприимчивой публикой очень комфортно работать.

Как надолго вы задерживаетесь в одном городе?

— В России где-то полтора-два месяца на город в среднем. Где-то месяц, где-то три. Иногда города сами предлагают задержаться еще ненадолго.

Клоуны пьют?

— В принципе, в моей жизни нет такого. Это больше относится к людям, нежели к профессии.

Вы видели много цирковых представлений. Какое выступление за вашу жизнь вам понравилось больше всего?

— Моего дедушки. Он меня вырастил. И именно он меня вдохновил на выступления. У них был номер «подкидные доски», когда доска ставится своей серединой на некоторую возвышенность, а потом артисты по очереди прыгают с разных сторон, подбрасывая в воздух того, кто стоял с другой стороны, выполняя разные акробатические действия. Это была тоже очень известная итальянская труппа, с древней фамилией Larible.

Плюсы и минусы работы в цирке?

— Плюсы — во всем. Из минусов — сборы, особенно, когда работаешь в шапито, подготовка к новому шоу, которое с каждым годом все сложнее. Больше всего раздражают длительные путешествия с большими чемоданами. С возрастом чемоданы становится таскать все тяжелее. Так что самое тяжелое — это длительные переезды. В остальном — только плюсы.

За что вы благодарны этой работе?

— За умение взаимодействовать с людьми. Работа клоуном сделала меня по-настоящему открытым и уверенным.

Что делать, если зрители не смеются?

— В таких случаях я буду смеяться сам. Смеяться и тихонько уходить.


Гастроли «Цирка из сапога» продлятся в Казани до 21 апреля.