Татарский театр оперы и балета

Автор фото: Татарский театр оперы и балета

Автор материала: Дарья Малиновская

В казанских кинотеатрах покажут балет «Корсар»

Аманда Гомес, Вагнер Карвальо, Анна Тихомирова и Олег Ивенко появятся на больших экранах.

В кинотеатре «Мир» состоялась премьера киноверсии балета «Корсар». Это постановка Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля вошла в программу федерального проекта «Театр в кино». 11 апреля фильм-балет выйдет в широкий прокат и будет показан зрителям 60 городов России. На первый показ кинобалета «Корсар» прибыли специальные гости — солистка Большого театра России Анна Тихомирова и заслуженный артист России, хореограф, экс-солист Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Рамиль Мехдиев.

Всероссийский проект «Театр в кино» стартовал осенью 2023 года, он реализуется телеканалом «Россия-Культура» и компанией «Кино.Арт.Про» при поддержке Министерства культуры России. Цель проекта — вывести в кинопрокат спектакли ведущих российских театральных компаний. Благодаря многокамерной съемке, профессиональному подходу к производству и высокому качеству записей, зрители кинопоказов становятся полноправными участниками театрального действия, видят игру актеров, детали костюмов и декораций крупным планом — ближе, чем из кресла в партере. Съемки спектакля «Корсар» прошли в Татарском театре оперы и балета в июле 2023 года. Кроме «Корсара» записали еще две казанские постановки — оперу «Паяцы» Леонкавалло и «Трубадур» Верди. Они запланированы к показу в рамках проекта «Театр в кино» позже.

Автор фото: Татарский театр оперы и балета

Новые хореографические версии «Корсара» появлялись еще с XX века и продолжают создаваться сегодня. Легендарный балет на казанской сцене получил новое прочтение с видоизмененным либретто, сохранив все достоинства партитуры Адольфа Адана, которая в разное время дополнялась музыкой композиторов Лео Делиба, Риккардо Дриго, Цезаря Пуни, Людвига Минкуса, Петра Ольденбургского и многих других. Также в спектакле появились новые музыкальные и хореографические номера. Полноценно погрузиться в историю помогает и модернизированное сценическое оформление. Герои спектакля то плывут по бушующему морю, то толпятся на оживленной площади Андрианополя, то попадают в роскошный дворец Сеид-паши.

Автор фото: Татарский театр оперы и балета

В 1856 году «Корсар» был поставлен в Париже балетмейстером Жозефом Мазилье на музыку Адольфа Адана. Для этой постановки был по-новому выстроен сюжет, введены отсутствующие у Байрона персонажи. В результате трагический байроновский «Корсар» превратился в романтическую драму со счастливым финалом. Через два года после парижской премьеры «Корсар» впервые показали в России — в петербургском Большом театре его ставил Жюль Перро. Позже к этому названию неоднократно обращался Мариус Петипа. Он дополнил зрелище большой танцевальной картиной «Оживленный сад», где две примы в окружении корифеек и кордебалета бесконечно и изобретательно варьируют комбинации из семи балетных па. Балет не раз дорабатывали: в прошлом веке, например, в него ввели мужские вариации.

Показанная Татарским театром оперы и балета вариация знаменитого «Корсара» с экзотикой восточного базара и роскошь дворца Сеид-паши, цветущего «Оживленного сада» становится обрамлением к огромному разнообразию знаменитых классических сцен. Сюжет балета довольно запутан: здесь и пираты, и капитан-романтик, мятежи, грабежи, красивая история любви, многочисленные побеги плененных узников, отравленные цветы и все это под романтическую музыки.

Автор фото: Татарский театр оперы и балета

«Корсар» — масштабная пантомима. Азартная сюита характерных танцев классического балета с сумбурными резкими переходами — зрителей перебрасывает из сцены в сцену. Этот переход для артиста балета требует искусного мастерства, у них просто нет времени на передышки. Звезда постановки — Аманда Гомес — блестяще исполнила роль Медоры. Здесь безупречна и техника Олега Ивенко, исполнившего роль раба. Интересно, что «Корсар» был знаковым спектаклем в жизни Рудольфа Нуриева, и именно Ивенко сыграл его в фильме «Нуриев. Белый ворон».

А вот главный герой постановки на экране уступает персонажу Ивенко. Казалось, что роль корсара Конрада совершенно под стать Вагнеру Корвальо (так и есть), но его харизма как будто испугалась камер, тогда как у Ивенко, который к ним привык, было небольшое преимущество. «Корсар» захватывает своим музыкальным сопровождением, пропитанным драматическим напряжением, трогательной лирикой, усиливающей чувства героев и эмоцию зрителей.

Будет немало споров среди тех, кто живет балетом, о том, стоит ли показывать его на больших экранах. Все -таки это попытка популяризировать элитарное искусство. Пока все выглядит странно, но интересно.