«Музей теней Зайцевых» — симбиоз света и тьмы
Современные инсталляции для искушенного зрителя, которые все никак не могут до него дойти из-за проблем с финансами.
«Музей теней» — новая выставка команды художника Вячеслава Зайцева, рассказывающая о важных исторических событиях и проблемах современного общества. Вячеслав не ограничивает себя правилами, усвоенными в художественном училище. Он мыслит шире и создает полотна без акрила, масла и гуаши, а делает произведения из подручных материалов: скрепок, вырезок из глянцевых журналов, пуговиц, песка, веток и даже целлофановых пакетов, а теперь и света. GALA поговорила с тезкой известного модельера о новых инсталляциях и о том, когда вообще ждать выставку, открытие которой переносили несколько раз.
Автор фото: Павел Хацаюк/GALA
— Расскажи подробнее о твоем новом проекте — «Музее теней Зайцевых».
— В музее будет представлено несколько различных инсталляций, но объединять их будет одна тема: проблемы современного общества и единая форма их выражения — тень. В начале выставки при входе можно будет увидеть портреты именитых людей из семян, монет и других предметов. С одной стороны — творческие личности, с другой — ученые и лица русских царей из настоящих монет. Двигаясь далее по помещению, гости столкнутся с темой обесценивания в стране по-настоящему стоящих профессий, а потом можно будет наблюдать самую, на мой взгляд, актуальную проблему нашего общества — зависимости, будь то алкоголь или, например, телефон. Помимо этого, в музее можно будет увидеть инсталляции на темы переизбытка мусора, вырубки деревьев, избалованности детей, гибели редких животных, бесконечного числа ненужной информации и так далее.
— Твоя галерея называется «Галерея Славы Зайцева», а новый проект «Музей теней Зайцевых». Расскажи, кто еще участвует в проекте?
— Это вышло случайно. В прошлом году я сломал руку, и моя жена вместе с сыном, а также мой друг помогали мне мастерить инсталляции. Ко всему прочему, я не хотел, чтобы возникла путаница между галереей и музеем, поэтому вместо «Музей теней Славы Зайцева» я выбрал «Музей теней Зайцевых».
Автор фото: Павел Хацаюк/GALA
— Всегда ли ты знал, что хочешь стать художником? Откуда появился интерес к творчеству?
— Я хотел все попробовать в жизни, это и видно по моему творчеству. Уже с детства я понимал, что во мне есть художник. Были, конечно, периоды подростковые, когда не хотелось творить, а хотелось только по девочкам ходить, но это быстро закончилось, и я вновь вернулся к любимому делу.
— Почему ты выбрал именно эту форму выражения?
— Наша обучающая система, к сожалению, тебя пытается переделать. Ты приходишь в художественное училище или в художественную школу, и там тебя пытаются сломать. Поэтому я бросил учебу и пошел по своей волне. А многие наши авторы почему-то до сих пор стремятся попасть в союз художников, представляете? Я уж лучше свою творческую площадку организую, чем где-то буду выставляться, потому что у других «дресс-код», а ты из-за этих ограничений полноценно раскрыться не можешь.
Автор фото: Павел Хацаюк/GALA
— Где и когда прошла твоя первая выставка? Опиши твои эмоции и ощущения после.
— Да никаких эмоций не было. Вначале мне предложили выставку в Москве. Я к ней уже готовился, но прямо перед выездом мне предложили в Казани в нынешнем Доме науки и техники для детей выставиться. Вот там она и была, моя первая выставка. Я ничего не хотел донести ей до зрителей. А нынешняя галерея имени меня — это, по сути, моя мастерская: место, где я могу показать то, что умею делать, да и только.
— Как ты сам оцениваешь свои работы?
— Никак. А зачем их оценивать? Я просто получаю удовольствие от процесса создания, и все. А что другой скажет, мне плевать. В «Музее теней» я хочу заставить людей размышлять, а галерея, как я и говорил, моя мастерская. Я не могу дома сделать двухметровую работу, а в мастерской могу. В ней я могу и шуметь, и творить.
Автор фото: Павел Хацаюк/GALA
— Самая дорогая твоя работа? Самая любимая?
— От полумиллиона до миллиона рублей плюс-минус, я точно не помню. Сейчас я не продаю свои работы, потому что понимаю, что в перспективе созданный экспонат за 10 лет мне больше денег принесет, чем я за миллион его продам. Зачем мне тратить жизнь на это? Лучше я буду развлекаться, создавать какие-то интересные объекты, музеи, галереи и так далее. И это мне намного важнее, чем продать свои работы. И все мои произведения — мои любимые, от самого первого до самого последнего.
— Какая из недавних выставок лично тебя потрясла?
— Я вообще не понимаю, зачем следить за чужим творчеством. Я выработал такую штуку, что мне «пофиг», что там и кто делает. Просто если я считаю, что кто-то лучше, чем я, — у меня опускаются руки, поэтому у меня другая философия: я соревнуюсь сам с собой.
Автор фото: Павел Хацаюк/GALA
— Планируешь ли ты другие новые проекты в ближайшем будущем?
— У меня есть идея создать зоопарк и музей манипуляции. Это будет такой маркетинговый музей, где рассказывается, как нас заваливают всякой ерундой и мы, по сути, не можем жить нормально из-за этого. Как, например, СМИ нам что-нибудь втирают в соцсетях. Потом была идея создать что-то цифровое, но этот проект очень сильно зависит от туристов, потому что местные вообще никогда не ходят никуда. Культуры нет. Но я все равно хочу здесь, в родном городе, творить, а не в Москве или Питере.
— На твой взгляд, что можно сделать, чтобы люди начали интересоваться искусством?
— Музеи должны заниматься каким-то образованием. Есть куча развлечений, куда дети просятся, а в музеи дети не просятся. Им это не надо — так же, как и их родителям. А не надо им, потому что там нет ничего интересного. Ценности нет. Вот вы пришли ко мне в галерею, посмотрели на картину, и что? Вот фотографию я сделал. И что дальше? Ценность в ней какая? Непонятно. Допустим, почему у меня в галерею вход тысяча рублей? Это не потому, что я захотел такую цену поставить, а потому, что если ставишь цену ниже, допустим, 500 рублей, — ты становишься неинтересен. Ценность заключается сейчас у людей только в деньгах, к сожалению.
Автор фото: Павел Хацаюк/GALA
Когда откроется «Музей теней Зайцевых»?
«Музей теней Зайцевых» расположился вблизи от улицы Баумана, между Театром юного зрителя и Домом печати, по адресу улица Островского, 9/3.
Команда из трех человек: Слава Зайцев, Эльвира Зайцева и Александр Горшков, — проделав колоссальную исследовательскую и творческую работу, вложив значительные временные ресурсы и денежные средства в проект, из-за ситуации в мире столкнулись с финансовыми трудностями. Дальнейшее формирование экспозиции и оформление музея стало для них затруднительным, и они вынуждены признать, что не могут определить точные сроки открытия.
Но вы можете поддержать команду и стать сопричастным к проекту.
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
Сериал «Преступление и наказание»: плевок в лицо всем, кто ждал премьеры
Рецензируем провалившийся претенциозный проект, который выбесил зрителей еще до своего выхода.
Сериал «Трасса»: кошмар в ярких красках
Премьерные серии не пугают, а шокируют мрачной реалистичностью.
«Один день в Стамбуле» — о чём ещё могут говорить эти мужчины
Мы сходили на премьерный показ. И кино нам сначала не понравилось. А потом как понравилось!