Личный архив Гаянэ Аветисян

Автор фото: Личный архив Гаянэ Аветисян

Автор материала: Любомир Ковырушин

Гаянэ Аветисян: «Восприятие искусства - это как космос»

В интервью для GALA армянская художница рассуждает о своем творчестве и серии работ, которую написала специально для выставки в галерее «БИЗON».

В галерее современного искусства «БИЗON» открылась новая выставка — «Зона свободного плавания». В ней приняли участие три художницы: Наталия Спечинская со своими современными мотивами в наследии европейской классики, Гаянэ Аветисян с серией работ «Фантомная игра», выполненной в нескольких стилях: от абстракционизма до неоэкспрессионизма, и Ольга Цимболенко с картинами ярких городских сцен с флером загадочного, как из снов, модернизма.

GALA поговорила с одной из этих художниц — Гаянэ Аветисян. Девушка родилась в Армении. Ее работы выставлялись в Швейцарии, Бельгии, Ливане, Турции, а видеоинсталляция стала фоном для дефиле на Миланской неделе моды 2023 года. Из-за небольшого языкового барьера в некоторых местах мы будем пояснять, что наша собеседница имеет в виду.

Фото: личный архив Гаянэ Аветисян

— Расскажите про ваше творчество: о чем оно?

— О жизни человека.

— В каких техниках вы работаете?

— Холст, масло, графика, печатная графика, коллаж, инсталляция. Сейчас я начала работать с видеоартом и керамикой. Мне интересно абсолютно всё. Для меня важно показать существующие противоречия в одном пространстве так, чтобы они были в гармонии. 

— Вы никогда не боялись, что, воплощая свои идеи в столь разных техниках, не сможете достичь идеала ни в одной из них?

— Ни разу в жизни не думала об этом. Все одно и то же (все техники одинаково важны для самовыражения художника. — GALA.).

— Есть ли какой-то общий мотив в тех произведениях, которые вы сегодня представляете в галерее?

— То, что представлено здесь — совсем новая серия, которую я сделала специально для этой выставки. Но каждая новая серия является продолжением предыдущих. Почти всегда повторяются темы страхов, детских воспоминаний. Только они немного трансформируются. Этот проект называется «Фантомная игра». Здесь везде можно увидеть шар, символизирующий судьбу.

Фото: БИЗON

— Я читал, что вам интересна трактовка Альберта Камю мифа о Сизифе. Шар судьбы — это тот камень?

— Да. Мне нравится эссе «Абсурд» у Камю. Суть в том, что Сизиф каждый раз знает, что этот каменный шар будет падать назад, но он все равно тащит его наверх, надеясь, что в этот раз все получится. Абсурд в том, что человек всегда верит. Надежда не умирает. По крайне мере, так это видел Камю. 

— Можете описать процесс создания ваших работ? С чего вы начинаете и сколько по времени обычно пишете? 

— Я готова тратить на это всю жизнь. Без перерыва. Я понимаю, что это звучит романтично, но это так. Не могу сказать, сколько времени я трачу на одну картину, но вот эту серию, открою секрет, я сделала в течение месяца.

Начинаю я с того, что наливаю кофе. Включаю блюз, сижу, думаю, углубляюсь в себя. Это похоже на медитацию. И когда я начинаю чувствовать «другое измерение», не знаю как описать, тогда и начинается «кино».

Фото: GALA

— Если бы вы описывали идеального художника, какими бы характеристиками он обладал? И какие из них присущи вам?

— Это очень субъективный вопрос. Лично для меня приоритет — быть честной с собой. Это самое главное. У всех свой путь, дорога и цели. Я бы хотела обойти такие четкие, конкретные ответы. Потому что восприятие искусства, особенно изобразительного, это как космос. Невозможно прямо сказать «вот это искусство, а вот это не искусство», или «чтобы быть хорошим художником, нужно уметь то-то, то-то и то-то». Может быть, есть люди, которые знают точный ответ. Наверное, я бы им даже немножко позавидовала. Как только начинаешь углубляться, расширять интеллектуальный диапазон, узнаешь, что… ничего не знаешь. Не можешь просто так дать конкретные ответы. Я хочу обойтись без этого не потому, что я не могу ничего сказать о том, каким должен быть художник, а потому, что все это слишком абстрактно. Невозможно взвесить эти понятия. Они космические. Их нельзя измерить. 

— А как тогда оценивать искусство? 

— Не знаю, я не критик, я не искусствовед. Говоря о своих картинах, я просто точно знаю задачу, которую ставлю перед собой. Мысль, которую заключаю в картину. И могу оценить результат в соответствии с ней. 

— То есть картина начинается с мысли, заложенной в ней? 

— По-разному. Бывает и наоборот, когда начинаешь что-то делать, а уже потом приходит понимание — о чем это все. Бывает, ты заранее знаешь, что ты хочешь сделать, уже придумав концепцию и точно понимая, какую тему ты хочешь изучить и показать. А бывает и так, что ты не знаешь, о чем хочешь сказать, и просто начинаешь что-то делать. Иногда понимание приходит уже в процессе.

— Что чаще происходит в вашем искусстве? Мысль порождает картину или картина порождает смысл? 

— И то, и другое (одинаково часто.GALA). В последние годы чаще именно смысл порождает картину.

— Расскажите историю создания самой любимой вашей работы. 

— Думаю, что свою самую любимую работу я пока что не сделала.

— Как много образов из ваших снов перетекают в ваши картины?

— Очень много. У меня есть отдельные серии графических работ про сны, которую я сделала в Москве и в Брюсселе. Они абсолютно разные. Там запечатлена вся история, которая мне снилась в тот период.

Фото: GALA

— Стараетесь ли вы провоцировать сны? Записываете их? Принимаете что-то для более ярких сновидений?

— Я понимаю, о чем вы говорите. Но пока что нет. Не хочу в это сильно углубляться. Я знаю, что если достичь осознанных сновидений, это откроет совсем другой мир. И может быть, оттуда будет сложно выйти. Пока я к этому не готова.  

— Как вы считаете, абстракционизм может быть понятен каждому или это искусство не для всех?

— (Да, его может понять каждый.GALA). Абсолютно. Даже музыка — это форма абстракции. Да музыка вообще самая абстрактная форма искусства. А музыку любят все.

— Что вас вдохновляет?

— Жизнь. Обожаю жизнь. Все, что в ней происходит. И все ужасные бесчеловечные вещи, и все хорошее человеческое. Вдохновляет все. И любовь, и ненависть. Может, звучит глобально (слишком обобщенно.GALA), но я так думаю.

— А есть люди, которые вас вдохновляют? Какие они?

— Есть. Они простые. Особенно вдохновляют те, кто любит жить. Это действительно заразительно.