Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор материала: Дарья Малиновская

Что такое современное искусство и как научиться его понимать

Небольшой гид по арту от GALA.

Современное искусство — это концептуальный художественный подход, требующий особого восприятия и порога вхождения. Не каждая «странная» картина — contemporary art. Но почему? Чтобы разобраться в этом, мы поговорили с искусствоведом и куратором выставок Алиной Сосновской.

Автор фото: личный архив Алины Сосновской

Автор фото: личный архив Алины Сосновской

Почему современное искусство кажется непонятным

Современное искусство не ставит перед собой задачу быть доступным. Contemporary art, как, в принципе, любое другое искусство, преследует цель заставить человека мыслить. Инсталляции, живопись, графика и скульптуры — это сообщения для зрителей, которые сейчас доносятся совершенно разными способами визуального языка. Когда ты смотришь на реализм, кажется, что тебе все понятно, но на самом деле это не так. При более вдумчивом вглядывании в какие-то символы и дополнительные скрытые контексты открываешь для себя иной смысл самого послания. Одно дело — увидеть картину и понять, что здесь женщина, здесь мужчина, а это птица, совсем другое — распознать, что действительно хотел донести этими образами художник.

Умение современных творцов работать с контекстом, в котором они находятся, с событиями в мире и переживаниями общества, умение вступать в диалог с авторами, которые были до них, — это то, что отличает современное искусство. Ведь этот диалог — переосмысление опыта предшественников. И здесь сложность понимания заключается в глобальной надстройке больших и важных ступеней.

— Современное искусство понять намного проще, чем искусство эпохи Возрождения, например. Потому что контексты, знания и картина мира в целом в то время были совершенно другие. Современное искусство — это то, что говорит о важных для нас с вами темах, о важных проблемах, — объясняет Алина.

Как действительно стоящие работы отличать от «посредственных»

Нужно обращать внимание на внутренний отклик — то есть дает ли эта работа возможность развиваться и размышлять, и на то, стоит ли за работой какое-то исследование. Может быть, художник провел 10 лет в архивах, прежде чем создать свою работу, и она имеет не только художественную, но и научную ценность.

Еще есть критерии узнаваемости. Например, поучаствовала ли работа в какой-то значимой выставке или выставлялась в каких-то музеях. Если именно та работа, которая вам максимально откликнулась, попадает в музей, то это определенный уровень доверия, потому что музейные эксперты эту работу отобрали, уже оценили ее и по какой-то причине представили у себя на выставке. Чтобы понять искусство, нужно обладать определенным уровнем начитанности, интеллекта, критического и визуального мышления.

Автор фото: соцсети Рустама Кубика

Где проходит грань между «искусством» и шарлатанством

Есть мнение, что современные художники дурят народ, что они рисуют намеренно в примитивистской манере, чтобы заработать определенную целевую аудиторию. Если взять, например, работы Бэнкси, то он искусство создает всегда с привязкой к месту, потому что стрит-арт-художник работает с локальным контекстом. Бэнкси всегда очень остро и очень точно попадает в контекст и видит неочевидные моменты, связанные с повесткой, в котором современное общество находится. Это невозможно не прочувствовать, и уж никто не назовет его работы «шарлатанством».

Автор фото: соцсети Бэнкси

Что сейчас ценится в работах современного художника

Некоторым нравится только реалистичное искусство, и неважно, будет это живопись, скульптура или что-то еще. Они смотрят на техничность исполнения, но на это смотрят все, даже художники, работающие в примитивистской манере. Мы понимаем: чтобы работа появилась в музейной или частной коллекции, она должна быть сделана хорошо в рамках жанра. Если мы посмотрим на топовые российские галереи или мировой арт-рынок, то увидим, что все работы сделаны качественно, в том числе с технической точки зрения: нигде нет никаких разукрашенных подрамников или плохо натянутых холстов.

Автор фото: соцсети Никиты Чернорицкого

— По-моему мнению, в работах современного художника ценится концепция и узнаваемый визуальный язык. То есть работа должна быть неповторима и интересна, чтобы ее хотелось осмыслить, с ней хотелось взаимодействовать. А также работа должна быть вневременной — с одной стороны, художник находится в моменте, а с другой — осмысливает более глобальные вещи, чем новостную повестку, — делится Алина.

Существует ли мода в арт-творчестве

Есть определенные тенденции, направления в нашем исследовательском поле, которые так или иначе превалируют. Если, например, в 2022 году был какой-то курс на экологию, на работы в рамках городских пространств, то сейчас очень много коллективных действий, самоорганизаций, коммуникаций внутри сообщества.

В какие предметы искусства лучше инвестировать и почему

Цена на искусство формируется, исходя из нескольких факторов, связанных с самим художником. Первый фактор – образование автора. Многие исследователи сходятся на том, что художнику неплохо было бы иметь базовое образование. Второй фактор условный — с какими кураторами художник работает, с какими «коллегами» еще выставляется, какие коллекционеры приобретают его работы.

— Буквально сегодня смотрела про то, что юбочка Кэрри Брэдшоу, которая участвовала в съемках «Секса в большом городе», стоившая пять баксов, была продана за 52 000 долларов. Смотрите, какая классная инвестиция: за пять долларов покупаешь юбку, снимаешь ее в фильме и зарабатываешь очень большие деньги. Юмор юмором, но на самом деле я советую принимать это решение, исходя из своих возможностей. Если вам что-то откликается, то, пожалуйста, покупайте. Во-первых, вы поддержите художников. Во-вторых, приобретете себе уникальное произведение искусства, — делится собеседница.

Автор фото: кадр из сериала «Секс в большом городе»

Венецианская биеннале каждый год задает какие-то определенные темы, тенденции. Например, в 1924 году и в 1960 году она исследовала понятие «иностранца» – того, кто в образном и буквальном смысле оказался за пределами границ. Арт-сообщество действительно сплачивается, объединяется – и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания.

Сегодня есть тенденция на соединение, а завтра ее может уже не стать и мы снова увидим множество индивидуальных проектов, выставок и высказываний, которые в корне перечеркивают все то, что было сделано. Это современное искусство, здесь возможно все – и это нормально, с этим нужно жить. Есть определенные истории про подражание, но на арт-рынке, о котором мы с вами говорим, эти истории не имеют места, потому что все стремятся, наоборот, создать что-то новое, свежее, показать себя с наиболее приятной стороны.

— Мы можем говорить про моду среди коллекционеров, покупать определенные работы, ходить на определенные выставки, слушать тех или иных современных философов. Это может быть модно. Но про создание работ все-таки важно какое-то глобальное общее настроение, — считает арт-менеджер.

NFT — новый виток современного искусства?

Это действительно индивидуальный код, и стоимость NFT взлетает, когда этот код набирает популярность, и, по сути, вы приобретаете право владения этим уникальным кодом. Есть множество художественных проектов, которые включают в себя создание виртуальной реальности. Продаются дома в виртуальной реальности, которые стоят бешеных денег.

— Я не думаю, что это виток современного искусства или что это больше про деньги или про бизнес. Но этот ажиотаж – классный кейс с экономической точки зрения. Мне, например, кажется, что тренд на NFT сейчас очень сильно спадает. Хотя все еще есть художники (тот же Джеффри Кунс), которые до сих пор делают NFT, — говорит искусствовед.

Джефф Кунс: секс, шарики и сталь | Artifex.ru

Заменит ли искусственный интеллект художников

Сейчас очень много художников создают свои проекты совместно с искусственным интеллектом. Например, в этом году авторы создавали свои произведения совместно с «Яндексом». Особенно запомнился проект Ани Кабировой, единственной ольфакторной художницы. Ольфакторное искусство — это искусство запаха. Они создавали суперконцентрированный порошок. Тем не менее наша собеседница уверена, что полностью заменить художников искусственный интеллект не сможет.

Автор фото: artuzel.com, работа Анны Кабировой

«Хороший художник — мертвый художник»?

Об актуальности поговорки сегодня говорить сложно, потому что раньше мы не имели возможности узнать, например, о том, что творится в Италии, живя в России. Тебе нужно было в эту Италию съездить на карете, и это бы заняло год – сейчас у нас есть интернет. Но однозначно не все достойное попадает в фокус нашего внимания. Возможно, умением грамотно пиарить свои проекты, оформлять концептуально то, что ты делаешь как художник, действительно можно привлечь к себе внимание большого количества людей, в том числе экспертного сообщества. В XXI веке художник вынужден не только заниматься искусством, но и думать о пиаре. Айвазовский, Мане или, например, Дали очень громко заявили о себе при жизни и имели финансовый успех. Но когда художника больше нет, это значит, что останавливается производство его работ, которые автоматически становятся лимитированными, а значит, повышаются в цене.

Топ современных художников России

— В списке моей коллекции искусств — Никита Чернорицкий, Евгения Байгалиева и Юра Адаменко. Но также я хотела бы обратить внимание на Рустама Кубика и Владимира Абиха. Женя Чес тоже набирает популярность, но он больше галерейного формата уличного искусства. Если интересоваться стрит-волной, то можно найти даже в самой России огромное количество значимых имен: только Нижний Новгород чего стоит, начиная от Никиты Номерза, заканчивая Леной Лисицей, — делится своим опытом куратор выставок.

Автор фото: соцсети Владимира Абиха

Автор фото: соцсети Никиты Чернорицкого