Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор материала: Денис Фокин

«Туда», где делают кино: в Казани снимают большой фильм с Ириной Старшенбаум

Мы побывали на площадке и поговорили с режиссёром Иваном Петуховым о жизни, картине и нашем городе.

Кажется, шоу или документалками о Казани уже никого не удивишь — настолько много их стало в последнее время и настолько подробно показан город, что становится скучно и обыденно. Но вот съёмки большого кино на улицах Казани — это событие пока не настолько частое, потому и привлекающее внимание. 

Сами посчитайте, сколько фильмов в столице Татарстана снимали. Сразу вспомнятся «Зулейха открывает глаза», абсолютно позорные «Сокровища О.К.» (зря вспомнили, теперь мигрень весь день будет мучать), безруковское (во всех смыслах) самолюбование «Реальная сказка». Из нового — Казань засветилась в сериале «Юг». Точнее, была упомянута чисто номинально и больше для сращивания сценарных дыр.

А вот новый фильм «Туда» — это другая (надеемся) история. Казань играет в этом сценарии важную роль, поэтому в городе было отработано несколько смен, одна из которых прошла в обычном дворе одного из домов Московского района, где мы встретились с режиссёром Иваном Петуховым и поговорили о прошлых работах, предстоящем фильме и его любви к малой родине. 

Что мы знаем об Иване Петухове? Родился он в Зеленодольске. Учился на рекламном отделении журфака МГУ. Выиграл творческий конкурс и получил возможность написать сценарий, а после снять короткометражку по нему. Для казанских СМИ это был гигантский инфоповод — не каждый день уроженец Зеленодольска попадает в Голливуд, где снимает в главной роли своего собственного фильма Уму Турман. К слову, его дебютная коротышка The Gift («Подарок») вышла очень хорошей. После были сценарии для бесконечных «Ёлок». 

Мы приехали на локацию немного пораньше и застали съёмочную площадку в полной готовности. Это обычный дворик, зажатый серыми «панельками», ничем не примечательный, кроме выставленных по округе киновагончиков. Местные жители просто проходили мимо, говоря между собой: «Тут кино снимают», не имея понятия, что это за фильм. Вот оно, тихое обывательское счастье — пусть косвенно, но стать частью чего-то масштабного, а потом, видя на экране знакомые окна, тихонечко умиляться. Вечером, когда съёмки уже начались, жители всех окрестных домов выносили стулья и табуретки, наблюдая за процессом со стороны, как в театре. Им было запрещено снимать процесс, но когда это останавливало обывателей? Соцсети мгновенно запестрели мыльными видосиками, а «Ватсап» затрещал от фотографий. 

Что мы знаем о предстоящем фильме? Это второй полный метр Ивана Петухова и очередной для продюсерской компании Тимура Бекмамбетова Bazelevs. Ромком с Ириной Старшенбаум и Петром Фёдоровым сделан в привычном уже жанре роуд-муви. По сюжету романтично настроенная актриса решается на отчаянную поездку на такси через всю страну, минуя пять крупных городов. В сценарии прописаны Владимир, Нижний Новгород, Казань, Уфа и Москва, а премьера запланирована на весну 2025 года. О бюджете фильма ничего не сообщается, но режиссёр заверил журналистов, что «его хватает». 

— Что будете делать, если выйдете за рамки бюджета? 

— Такое уже случалось несколько раз. Потому что режиссёр фильма «Туда» является его сценаристом: фильм начинает жить своей жизнью, и ты уже видишь, что какие-то вещи для него становятся неорганичны. Мы начинаем что-то отсекать, чтобы оставить время, место и воздух для главного. Если что, будем ждать дофинансирования. Но не может такого случиться. Я думаю, этого не произойдет. Во многих фильмах используется практичный подход, утилитарный. Это очень дорого, но удобно и быстро: когда за одну смену можно снять шесть, семь или восемь сцен. Например, все разговоры в машине снимаются на фоновом экране, куда накладываются нужные планы. Мы же используем художественный подход, чтобы поймать настоящий солнечный свет, блики, чтобы была какая-то жизнь, которую мы могли бы передать через экран.

— Вы родом из Зеленодольска. Почему снимаете в Казани, а не в Зелёном?

— Вообще, здорово сложилось, что во время съёмок у меня получилось несколько раз заехать к маме в Зеленодольск, где она до сих пор живёт. Если бы мы снимали там, то это стало бы очень личным, и мне стало бы тяжело разделять свою жизнь и жизни своих героев (Вадим, роль которого исполняет Пётр Фёдоров, по сценарию живёт в Казани). 

— Каждый сценарист вкладывает кусочек жизни в свою работу, разве нет?

— Я так и сделал, но есть, мне кажется, тонкая грань между тем, чтобы брать факты и ощущения своей биографии и как-то их использовать, либо напрямую использовать жизнь как основу. В самой Казани, мне кажется, мы снимаем 3-4 смены. И есть ещё большой кусок вокруг Казани. Ну, например, мы снимали на совершенно чудесном дебаркадере в Печищах. Невозможно даже с самой профессиональной камерой вобрать красоту вокруг, центром которой он является. Наверняка все местные о нём знают, но фильм позволил мне оказаться там в первый раз. Там и дороги, и поля, и какие-то интересные перепады высот. Получается, вокруг Казани мы снимаем не меньше, чем в самой Казани. В том числе и прямо около Зеленодольска — хочется прыгнуть в машину и доехать до родных мест. Они наполняют силой, я на скауте (подбор места для съёмок. - GALA) это ещё почувствовал, когда мы поехали по мосту через Волгу. Я много раз ездил по нему с самого детства, но вдруг что-то ощутил.

— Почему выбрали именно этот дом?

— Такой дом невозможно было бы снять в Москве. Хотя, казалось бы, это панельная хрущёвка, но ее дизайн очень характерен для Казани. И, например, в Москве такой дом найти было бы невозможно. А так как мы вообще в нашем фильме стараемся добиться аутентичности, какой-то честности и достоверности, мы снимаем именно здесь. Это невозможно воссоздать художникам. Мы могли бы, и это было бы более практично, снимать всё в Москве, но такие дома есть только в Казани. В этом районе мы обошли с десяток улиц и нашли вот эту точку, этот угол, на котором лучше всего снимать и по свету, и по деревьям, и по общему состоянию. 

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

— Это третий город, в котором вы снимаете. Какой самый бесячий вопрос слышали от журналистов?

— Блин, хочется такого же провокативного ответа, но не было ни одного бесячего. Все задают примерно одинаковые вопросы про «что нравится» или «сколько у нас снимаете» — вопросы привычные, но ответы разные, потому что и города разные. Владимир отличается от Нижнего Новгорода, Казань отличается вообще от всего, что я когда-либо видел. Я пытаюсь вас заболтать, но ничего не получается. Неплохой у вас уровень, конечно. Когда я приезжал сюда в детстве из Зеленодольска, Казань была совершенно другой. А сейчас это абсолютно город мирового уровня. Раньше он был похож на рынок, а сегодня это какой-то даже не европейский, какой-то особенный город. Даже не знаю, что произошло, как будто случился какой-то глобальный ремонт. Хвалю Казань не потому, что мы сейчас здесь, но! В отличие от Владимира и Нижнего, где я не был до съемок, в Казани-то я был и очень хорошо вижу разницу.

— Как родилась идея фильма?

— Честно говоря, это был самый быстрый сценарий, потому что он как-то написался на одной волне. Это началось в ноябре, и мне так, видимо, хотелось вернуть ощущение лета, весны, солнца, воздуха, что в ноябре он написался буквально за три недели. Я имею в виду первый драфт, от и до. Сама идея вдохновлена… многочисленными поездками на такси, во-первых, потому что каждая поездка — это повод поговорить с водителем, узнать, что он за человек. Второе — мне очень нравится чувство предвкушения какого-то большого путешествия. Когда ты садишься в такси, или в поезд, или в самолет, часто это даже бывает лучше самого путешествия, само это ощущение, что ты движешься куда-то вперед к неизведанному, наверняка прекрасному, интересному, новому. Как-то из этих двух фактов сложилась история о поездке далеко-далеко, но на такси, которое, казалось бы, предназначено для внутригородских коротких поездок. Получился довольно интересный концепт, потом мы с актерами его насытили его жизнью, и так концепт превратился в сценарий, а уже после вся команда создала историю, которая есть на экране.

— Как относитесь к критике?

— Я чудесно отношусь к критике.

— Отсюда следующий вопрос. Сейчас вышел сериал «Юг» — это тот же роуд-муви, но растянутый на 8 серий. Вас наверняка будут сравнивать.

— Нет, не будут. А если так, то чудесно. Я вообще считаю, что роуд-муви — это жанр, идеально подходящий для нашей страны в целом по понятным причинам. Могут 50 режиссеров одновременно снимать роуд-муви в нашей стране, но они все будут разными. Поэтому если нас будут сравнивать с работой Ивана Соснина, буду только рад — мне кажется, он очень талантливый человек. Плюс еще есть сейчас несколько проектов такого жанра, которые находятся в работе. А в чём их отличия — вы увидите сами весной 2025 года.