Wake Up Champ: как танец раскрывает личность
В интервью для GALA организатор казанского хип-хоп фестиваля Виктория Подогова рассуждает о предназначении танца и танцевальном комьюнити.
Wake Up Champ — всероссийский чемпионат уличного танца, организованный студией Wake Up Dance Studio, которая объединяет около пятисот учеников в трех филиалах в Казани. Для этой школы танец — не просто искусство, а инструмент, позволяющий раскрыть личность человека. Сам чемпионат пройдет в Казани с 13 по 15 декабря: первый день будет посвящен мастер-классам от ведущих хореографов, а 14 и 15 декабря — соревновательные дни. Участники выступят в номинациях Solo, Duo, Best Team Show и Ladies, разделенных по возрастным категориям и уровням подготовки. В жюри Кирилл Захаров, Анна Устинова, Вика Gallaction, Женя Стерхова, Кирилл Зуб и Соня Мисник.
Wake Up Champ — больше, чем просто соревнование. Это масштабный праздник танца, вдохновения и творчества, который помогает участникам раскрыть свой потенциал и зарядиться энергией для новых побед и побороться за призовой фонд в размере 200 000 рублей. В интервью для GALA организатор чемпионата и руководитель студий Виктория Подогова рассказала, как зарождалась Wake Up Dance Studio и что значит быть танцором.
- Как ты сама пришла в танцы?
- История, на самом деле, удивительная. Я занималась профессиональным спортом — художественной гимнастикой. Всё шло хорошо, но из-за травм пришлось закончить карьеру. Когда я оставила спорт, я не знала, что делать дальше. Гимнастика — это вся моя жизнь: по шесть часов в день тренировки. И вдруг этого не стало. Я реально не понимала, как жить. Люди куда-то ходят, с кем-то общаются… а что мне делать? В тот момент одна из хореографов, которая преподавала у нас классическую хореографию для гимнасток. предложила мне попробовать себя в танцах. Мне откликнулось её предложение.
- И ты сразу начала преподавать?
- Да, но я больше занималась физической подготовкой детей. У меня было спортивное образование, и мы с той девушкой разделили обязанности: она вела танцевальную часть, а я отвечала за физическую подготовку. Я до сих пор придерживаюсь того, что у танцора должен быть развит мышечный корсет. Это важно для безопасности и здоровья. Постепенно я втянулась в этот мир, и когда моя коллега уехала жить в другую страну, мне пришлось всё взять на себя.
- И сколько тебе тогда было лет?
- Семнадцать. Всё только начиналось: одна группа детей, потом две, три... И всё это как-то само собой развивалось.
- То есть изначально это была небольшая студия танца?
- Да, мы были частью фитнес-клуба «Максимус». Но со временем проект вырос, и сейчас это уже отдельная организация. Два филиала всё ещё находятся на базе «Максимуса», но мы работаем автономно. Постепенно мы начали привлекать других педагогов, создавать профессиональные команды, участвовать в чемпионатах. Прошло уже 12 лет с момента открытия и сейчас это не только студия — мы организуем баттлы, детские летние лагеря, городские танцевальные проекты, мастер-классы. У нас даже есть своя линейка одежды и мерч. Мы уже видим, какими вырастают наши ученики. Самое трогательное — видеть, как те, кто начинал у нас детьми, сейчас сами стали педагогами.
- Подожди, я правильно понимаю: тебе всего 17, а на тебя скинули управление целой танцевальной студией?
- Да, так и есть. Сейчас, оглядываясь назад, я сама удивляюсь. Тогда мне пришлось очень быстро учиться. Я осознала, что для успеха нужно привлекать людей, которые разбираются в своём деле лучше, чем я. Помню, как в 17 лет я собирала 25 детей и везла их в загородный лагерь. Родители доверяли мне своих детей, и это было огромной ответственностью.
- А был кто-то, кто мог поддержать тебя в тот момент?
- Нет, к сожалению. У меня не было близких связей с танцевальным сообществом. Я только начинала погружаться в эту сферу и во многом шла на ощупь.
- Тобой тогда больше двигало желание реализовать свой смысл или всё-таки идея заработка?
- Изначально это приносило очень небольшой доход. Моя первая зарплата – 5000 рублей. Она казалась мне прекрасной, но, конечно, на эту сумму было сложно прожить. Я работала как наёмный сотрудник, у меня даже была трудовая книжка с записью «инструктор групповых программ». На тот момент я действительно была инструктором, и мой доход был минимальным. На тему заработка у меня был большой внутренний путь. Помню, как в 2012–2013 годах я спорила с отделом продаж, которые настаивали: «Ну не может абонемент на занятия стоить 500 рублей за месяц, когда ты с детьми занимаешься по три часа каждый будний день. Это 15 часов в неделю!» Я же им возражала: «Вы ничего не понимаете, родителям и так тяжело!». Со временем этот максимализм немного ушёл. Я поняла, что для устойчивости нужно учитывать ещё и внутренние ресурсы. Ведь энергия, которая у меня была тогда, со временем меняется. Сейчас студия — это прибыльная компания. Мы можем позволить себе высокий уровень зарплат для сотрудников, и это важно.
- То есть вы сами всё развивали, без грантов и внешнего финансирования?
- Да, всё делали своими силами. Мы никогда не привлекали гранты или дополнительное финансирование. Не потому, что отвергаем такие возможности, а потому что всегда были сосредоточены на своих проектах. Каждый день у нас что-то происходит: только один проект заканчиваем, тут же начинается другой. Например, сегодня у нас совещание, параллельно нужно решать организационные вопросы, ведь завтра дети из студии уезжают на всероссийский чемпионат в Москву. Кто-то заболел, нужно решить, как его заменить. Это бесконечный процесс. Конечно, мы хотели бы попробовать поучаствовать в грантах, особенно для масштабирования чемпионатов. Сейчас мы действительно в этом нуждаемся, но это, скорее, планы на будущее.
- Как вы пришли к созданию чемпионата?
- Всё, что мы создаём, рождается из потребностей. Например, идея чемпионата зародилась в 2018 году, но первый раз мы сделали что-то похожее только в 2021-м. Когда в 2018 году мы впервые сели и составили примерную смету, стало ясно, что это невозможно. Тогда расчёты были в шесть-семь раз меньше, чем сейчас, но даже это казалось неподъёмным. Мы осознали, что пока не готовы. Вдохновением для создания чемпионата послужил наш опыт участия в других мероприятиях. Мы поняли, что в Казани, к сожалению, нет качественных чемпионатов. Хочется, чтобы дети выступали на хорошей сцене с достойным светом, а судили их компетентные специалисты. Но в городе мы сталкивались с обратным: детей, танцующих хип-хоп, оценивали заслуженные артисты балета, не имеющие отношения к современным танцам. Или, например, медали можно было купить.
- Купить медали? Это как?
- Да, на многих чемпионатах можно заплатить, допустим, 800 рублей, и ребёнку вручат награду, независимо от его реального результата. Это разрушает воспитательную функцию соревнований. Дети начинают думать: «Я победил, я лучший», — хотя в действительности это не так. Потом, когда правда открывается, это приводит к разочарованиям. Наша задача — воспитать в детях умение соревноваться, а не просто собирать медали. В нашей студии принципиально запрещено покупать награды. Мы считаем, что ребёнок должен понимать ценность реальной победы и уметь достойно принять поражение.
- Как вы пришли к формату своего чемпионата?
- Сначала это был местный конкурс для учеников студии. Один из наших педагогов предложил развивать сольные выступления, чтобы танцоры могли выйти на сцену один на один со зрителем. Первый конкурс был скромным, на 100 участников. Спустя три года у нас уже более 2000 участников из 26 городов России.
- Как вам удаётся организовывать такое масштабное событие?
- Это большая работа. Основные средства поступают от взносов участников, но расходы огромные. Например, аренда сцены на один день стоит сотни тысяч рублей. Чемпионат нашей мечты потребовал бы десятков миллионов, но мы стараемся удерживать цены на уровне, чтобы участие было доступным.
- Какие цели вы закладывали при создании чемпионата?
- Основная цель — объединение танцевального сообщества. Мы хотим предоставить качественную площадку, чтобы танцоры могли показать себя и заявить о своём мастерстве. Кроме того, важна популяризация современного танцевального искусства. Мы стремимся создать комфортную и профессиональную среду, которая мотивирует участников расти и развиваться.
- На чемпионат может попасть любой желающий или есть определённые критерии отбора?
- Да, любой. Нет строгих отборов, все разделено по возрастам и уровням подготовки — начинающие и продолжающие. Главное — соблюдение правил: номер проходит цензуру. Мы не допускаем вульгарных и компрометирующих жестов, нецензурных слов в треках. Мы стараемся дать шанс каждому проявить себя.
- Как проходит проверка номеров? Вы смотрите видео выступления заранее?
- Нет, видео мы не проверяем. Мы смотрим только музыкальные треки. Есть человек, который прослушивает треки. Если в треке находят запрещённое слово, мы возвращаем его участнику на доработку. По видео — всё прописано в правилах. Если кто-то нарушит их, это будет дисквалификация.
- Что делать, если участник плохо танцует?
- Если человек только делает первые шаги в танцах, он выступает в категории начинающих. Для нас важно, чтобы каждый мог выйти на сцену, даже если это его первые шаги. Это не повод стесняться, а возможность для роста. Мы создаём дружелюбную и поддерживающую среду, где каждому есть место. Все топовые танцоры когда-то начинали с первых шагов. Выступление на сцене даёт участникам объективную оценку и рекомендации судей. После награждения участники получают судейские бланки с оценками и комментариями, чтобы знать, над чем работать. Это вдохновляет и мотивирует.
- Даже дети, которые только начали заниматься, выходят на сцену?
- Да, у нас дети начинают выступать с первого года обучения. Например, ребёнок четырёх лет, который позанимался всего два месяца, может выйти на сцену. Это помогает сделать выступления привычными. Если с самого начала говорить ребёнку «ты ещё не готов», он может так и не решиться выйти позже. Этот подход работает и со взрослыми.
- С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации чемпионата?
- Главная сложность — найти подходящую площадку. В Казани мало площадок, соответствующих нашим требованиям: нужна сцена определённого размера, техническое оснащение, место для подготовки участников. На площадке одновременно находятся 500–600 участников и примерно столько же зрителей. Нам нужно место для репетиций команд, которых может быть до 20 одновременно. Ещё одна проблема — доступность площадок. Например, сейчас можно забронировать зал только на 2026 год. Большие и удобные площадки заняты, а маленькие нам не подходят. В прошлом году мы использовали ДК Ленина — одно из немногих мест, где удалось провести чемпионат. Но там условия далеки от идеальных: нет кондиционеров, помещение плохо проветривается. Также проводили чемпионат в «Униксе», но там не хватает гримёрок, узкие проходы, неудобные потоки участников. Конечно, хочется площадки как в Москве или Нижнем Новгороде, но это требует больших финансов. В этом году мы также используем ДК Ленина, но он закрывается на реконструкцию, поэтому больше проводить там чемпионаты мы не можем.
- Были ли случаи, когда участие в чемпионате кардинально меняло жизнь участников?
- Да, иногда даже небольшое событие может сильно повлиять. Для кого-то это первая победа, достижение цели или вдохновение от того, что его заметил член жюри. Например, судья может запомнить участника и потом приветствовать на других чемпионатах. Иногда чемпионат становится первым знакомством с нашим городом. В прошлом году к нам приезжали участники из Улан-Удэ, и для них это было не только соревнование, но и настоящее путешествие.
- Планируете ли добавлять новые номинации или приглашать участников из других стран?
- Да, в этом году мы ввели новую номинацию — Ladies. Это направление включает женственные танцы, такие как хай-хиллс, вог, дэнсхолл, фемейл и другие. Мы даже пригласили отдельного судью, но за три месяца до мероприятия она отказалась. Нам пришлось срочно искать альтернативу. Это тоже сложность при организации — работа с творческими людьми. В будущем мы, конечно, хотим развиваться, но пока делаем шаг за шагом.
- Для мастер-классов вы привлекаете различных звёздных танцоров. Тяжело ли с ними работать?
- Да, иногда это может быть сложно. Например, звёздные танцоры — творческие личности, со своими особенностями. Нам, как организаторам, важно быть прагматичными, точными, укладываться в сроки. Но у них сильная сторона не в этом. Если бы они были такими же прагматичными, как мы, возможно, они уже не были бы теми танцорами, которых мы хотим видеть. Иногда нужно вдохнуть, выдохнуть и помочь, проявив терпение и уважение к их особенностям. Но чаще всего звёздные танцоры очень открыты, заинтересованы и дружелюбны. Когда они приезжают, атмосфера становится очень тёплой, несмотря на возможные нюансы, которые есть у всех творческих людей.
- Они охотно соглашаются участвовать?
- Чаще всего это сложно. Нужно, чтобы совпало множество факторов: их желание, наличие свободных дат, финансовые условия. Сфера сейчас очень активна, и занять подходящие даты нужно сильно заранее.
- Если говорить о чемпионате мечты, что бы вы сделали иначе?
- Хотелось бы организовать всё на крутейшей площадке — вместительной, с мощным звуком, большим количеством помещений для репетиций. Также хотелось бы пригласить иностранных судей и педагогов. К сожалению, в текущих реалиях это практически невозможно: они сталкиваются с волной хейта и отказываются приезжать в Россию. Но мечта — это дать возможность людям соприкоснуться с топовыми танцорами, не покидая страну.
- Если говорить о российских танцорах, кого ещё вы хотели бы пригласить?
- Практически всех топовых российских танцоров мы уже привлекали. Если с кем-то ещё не поработали, это связано с занятыми датами или нестыковкой графиков. Уровень танцевальной культуры в России сейчас невероятно вырос, и наши танцоры ничуть не уступают зарубежным. Даже если в будущем появится возможность приглашать иностранцев, это будет обязательно в миксе с нашими артистами.
- Что для вас значит танец?
- Это мощный инструмент для развития личности. Во-первых, это эмоции — возможность проживать их экологично и делиться ими через тело. Это раскрепощение, проявленность. Танцор через танец показывает свою душу, свою сущность. Это невероятно ценно, потому что не все люди способны на это. Танец — это дружелюбная среда, где важны человеческие отношения. Здесь царит поддержка и искренность, чего часто не хватает в других сферах.
- Как эмоцию тяжелее всего выразить через танец?
- Кому-то трудно выражать агрессию, а кому-то — проявлять мягкость или быть уязвимым. Танец помогает преодолеть эти барьеры, но для каждого это индивидуальный процесс.
- Что для вас настоящий хип-хоп?
- Это культура. Это музыка, танец, стиль одежды и образ жизни. Хип-хоп давно вышел за рамки музыкального жанра. Это свобода, самовыражение, а не просто протест. Лично для меня это способ чувствовать и делиться этим чувством с миром.
- Как развивается танцевальное сообщество в Казани?
- В Казани очень высокий уровень танцев. У нас есть одни из самых титулованных взрослых хип-хоп команд страны. Детские команды тоже занимают топовые позиции. Существуют разные направления: чемпионаты, ориентированные на хореографию, баттлы, такие как Hip-Hop Kazan. Например, прошлый фестиваль прошёл в Казанском цирке и стал масштабным событием.
- Что значит быть танцором?
- Для меня это статус. Танцор — это сильный, свободный, проявленный человек, который умеет выражать себя через творчество.
- Есть ли у вас хореографы, которыми вы особенно восхищаетесь?
- Я уважаю каждого хореографа, с кем доводилось работать. Они все разные, и сравнивать их сложно. У каждого свой стиль, свои сильные стороны.
- Что бы вы могли посоветовать тем, кто только начинает свой путь в танце?
- Самое главное — не бойтесь быть собой и проявлять свою индивидуальность. Танец — это про искренность и самовыражение. Если вам нужна поддержка, не стесняйтесь её искать, потому что в танцевальной среде её действительно много. В этой культуре принято восхищаться друг другом, вдохновляться успехами и радоваться проявленности других. Например, в конце каждого урока есть традиция: те, кто хотят, могут выйти и показать себя. И каждый, кто это делает, получает невероятную поддержку и аплодисменты. Это показывает, насколько танец объединяет людей, создавая атмосферу, где ценятся искренность, творчество и взаимное уважение. Пусть танец станет вашим способом самовыражения и личностного роста. Верьте в себя, пробуйте, развивайтесь, и самое главное — наслаждайтесь процессом!
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
В чем встречать 2025 год и чего от него ждать — разговор с астрологом
Разбираем с астрологом, что готовит год Зелёной Деревянной Змеи.
Куда пойти в новогоднюю ночь в Казани: 6 ярких вечеринок
Подборка клубов для заядлых тусовщиков и шумных компаний.
Турецкий секс-символ и Маратик не смогли реанимировать «Ёлки 11»
Талантливые Рузиль Минекаев и Бурак Озчивит правда очень старались, но франшиза больше не дышит.