Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Денис Фокин

«Тополиный пух»: удавшийся хит не только «Иванушек»

Почти на неделю раньше общероссийской премьеры новую комедию Артёма Лемперта показали в Казани. Разговариваем с режиссером и объясняем, почему этот фильм нужно смотреть.

Режиссёр фильма Артём Лемперт, сценаристы Илья Петрухин и Олег Гольдфайн родом из Татарстана. Наверное поэтому предпоказ «Тополиного пуха» с Лапенко в главной роли прошел в Казани - на неделю раньше, чем прокат официально стартует в Москве. Для Артёма Лемперта Казань родной город - здесь он учился в школе, Суворовском училище и институте, здесь по-прежнему живут его мама и брат-полицейский. Но перед показом мы говорили не о том, как похорошела Казань, а о работе над «Тополиным пухом» и немного о российской индустрии кино.

На казанский показ помимо сценаристов прилетели и исполнители главных ролей - гениальный и любимый Виталий Хаев (он играет киллера в третьей новелле) и юный Андрюша Титченко (киношный внук киллера). Смотр проходил одновременно в двух залах - желающих увидеть новый фильм было гораздо больше, чем посадочных мест. И пока зрители собирались и терпеливо ожидали автограф-сессии, мы встретились с Артёмом Лемпертом вдали от бушующей толпы.

- Твоя карьера в кино началась со сценарного производства (Артём участвовал в адаптации для российского рынка ситкома Everybody Loves Raymond, известного нам как «Воронины»), сейчас ты режиссёр полного метра.

- Если я уже сценарист, то не перестану им быть никогда. Но в какой-то момент, попробовав себя в режиссуре, понял, что это открывает горизонты для проявления моего творческого потенциала. В режиссуре я вижу точку роста. Я этому специально не учился, вузов не заканчивал, как бы на земле обучался. В сценарном деле, понятно, нет предела совершенству, но как будто бы там довольно много уже сделал - написал несколько хитов, но не исписался, а чуть-чуть подустал. В какой-то момент перестал получать кайф от этого. Даже могу машинально без вдохновения писать хорошо: знаю все законы драматургии, правила, у меня большой опыт и чувство юмора есть, могу это делать, но через силу. А какое же творчество по принуждению? А в режиссуре у меня пока низший уровень и хочется расти.

Чуть позже в зрительном зале Виталий Хаев сказал, чтобы к нему не приставали с расспросами о впечатлении от работы с начинающим режиссёром Лемпертом — актёр заявил, что Артём супер-профессионал и сам Хаев в процессе работы не заметил признаков дилетантства.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Лемперт: «Тополиный пух» - это первый сценарий, который я снимал, но не писал. Хотя как сценарист я никуда не делся, я всё равно включился - мы со сценаристами вместе доделывали финал, дорабатывали персонажей. В режиссуру приходят, например, актёры. А почему не могут прийти люди просто с улицы? Сценаристы те же самые. У нас же разный подход к кинопроизводству, к рассказу истории, к видению. У меня драматургическое видение - это мой конёк. Это мне максимально помогает в режиссуре.

Вообще меня жизнь, что называется, покидала. Всю дорогу пытался понять, кто я, чем хочу заниматься и что делать. Я это особо никому не рассказываю, но раз мы вот так тепло общаемся и находимся в Казани… Я учился здесь в школе, потом в Суворовском, потом был милицейский вуз. Поработал полгода следователем и уволился, потом в жизни появился КВН. В Суворовском училище я понял, что не хочу быть военным. После юридического понял, что не хочу быть сотрудником милиции. Потом играл в КВН, мне очень нравилось, было круто, весело, но я в какой-то момент стал понимать, что я всегда этим заниматься тоже не хочу. И когда попал в кино, осмотрелся и осознал - вот это мое.

- Идёт 2024 год. А у нас в прокате «Тур с Иванушками», теперь вот «Тополиный пух». Мы что, переживаем ренессанс этой группы?

- Не ренессанс «Иванушек», а групп 90-х. Вот скоро также выйдет полный метр о группе «Руки вверх!» и сериал про «Комбинацию». А у нас «Иванушки» стали просто образом, дополнением. По сюжету действие фильма происходит в день города, там по радио все время говорят, что сегодня уже в третий раз концерт «Иванушек». Это как у нас на дни города «Волга-Волга» всегда приезжают. Вообще, можно было любую группу вставить, что-то нам близкое - «Руки вверх!» или «Дискотека Авария». Но «Иванушки» туда легли идеально, потому что у них тональность нашего кино, тональность Антона Лапенко. Такая позитивная, но со светлой грустью: ты и веселишься, и танцуешь, но чуть-чуть есть осадочек в виде лирики.

- «Тополиный пух» заявлен как комедия. Почему в нашей индустрии часто всё смешное в итоге скатывается в драму? Так было с «Ольгой», например (Лемперт писал сценарий для сериала и снимал часть эпизодов в качестве режиссёра).

- В основе любой комедии, если это хорошая комедия, всегда должна быть драма. Это точка зрения авторов, какой-то фокус, их взгляд. Это может быть комедийный, ироничный, абстрактный взгляд. В «Ольге» была одна тональность, наш взгляд на комедию, раскрытие через драму, и она перекликается с «Тополиным пухом». Но это не копипаст, не то же самое, а вообще про другое. И жанр другой, потому что «Пух» - все-таки лирическая вещь. В нём другой уровень шуток.

Автор фото: Кинопоиск

- Как относишься к хейтерам и критике вообще?

- Какая-то часть профессиональных кинокритиков после смотра в Нижнем Новгороде написала разгромные статьи. Юмор в данном случае есть мой способ защиты, но, конечно, внутри себя очень сильно переживаю, могу замкнуться. Я никогда не плакал от критики, но она больно ранит, а я пытаюсь все это свести в шутку, в иронию, и даже самым близким людям не показываю это. Хотя мои дети очень сильно расстраиваются, они же уже взрослые - 18 лет дочери, и сыну 22. Читают разные паблики, скринят, мне показывают, а я говорю «забейте!». Но, насколько я знаю, они не пишут что-то в мою защиту.

- Кто талантливее, на твой взгляд, - Тарасова, Лапенко или Хаев? Выбери только одного.

- Ты же понимаешь, что я не отвечу на этот вопрос, так как тебе хочется для сенсации. Каждый уникален. Лапенко идеально делает лирического героя, я его сразу представлял в этой роли. Аглая настолько обаятельный человек, что это через экран передаётся, от её кудрявого обаяния невозможно спрятаться. Мы с ней дружим, она приезжала с температурой 40 на показ в Нижний Новгород. А Хаев - он мастодонт, мегазвезда. Его монолог из фильма «Изображая жертву» в палате мер и весов кинематографа. Это легенда. И каждый из этих актёров невероятно крут.

- Я многого не ожидаю перед просмотром. Но вот сейчас попал под твоё обаяние и мне как-то слова плохого про фильм не захочется потом написать…

- Когда кому-то не нравится кино, можно сказать «снято красиво». Но у нас действительно красиво снятое кино, и это заслуга оператора Кирилла Клепалова. Я не знаю, как сейчас примут «Тополиный пух». Откровенно говоря, лето - не самое удачное время для проката. Но это наш ребёнок, и нам хочется, чтобы он получился.

- Не «если», а «когда» он получится, продолжение будет?

- В этой истории продолжение возможно, там есть для этого потенциал. Давай без спойлеров, но ты выйдешь после фильма и скажешь: «А может вам спин-офф про деда с внуком сделать»? Не факт, что продолжение будет по песням «Иванушек» или как-то связано с ними, но про наших героев история может быть продолжена. Если это будет интересно зрителю.

Мы ещё немного разговаривали при выключенном диктофоне о работе, кино, Казани, КВН и много о чём, а потом пошли на показ в зал. Было очень много зрителей, и с каждым режиссёр фотографировался и отвечал на вопросы, а я растворился в зрительном зале среди толпы.

Ну а что сам фильм? Боюсь, он обречён на успех: это действительно лёгкая комедия с грустными нотками, музыкой, сводящей олдскулы и невероятно сочной картинкой. Фильм расхватают на цитаты. Вы ещё услышите «Сцыклые в кожаных штанах не ходят» и «У него усы смешные и глаза грустные». Это добротный сценарий с хорошим юмором. Это очень красивая Тарасова (мне подумалось, что если Эрин Брокович - это проститутка с добрым сердцем, то героиня Тарасовой - стриптизёрша с добрым сердцем), трогательный Лапенко, гениальный как всегда Хаев и дико-дико-дико влюбляющий в себя Андрюша Титченко (прилетевший на премьеру с такой же влюбляющей в себя кудрявой мамой). Удивительно, но Лемперту удалось миновать почти главное проклятье российского кино - бездарного ребёнка в кадре: юный Титченко отыгрывает так же хорошо, как и его опытные коллеги, и никакой ералашевости в нём нет.

Автор фото: Кинопоиск

«Тополиный пух» - это очень крепкий продукт, грамотно снятое кино в лучших традициях главных проектов ТНТ. В сердце бахнули стрелы, направленные в татарстанского зрителя: тут тебе и Верхнекамск, и сравнение вымышленного города с Елабугой, и приставучие ростовые куклы-зебры с казанской улицы Баумана. Лемперт сделал правильные акценты на эпизодических ролях - очень смешной Куценко-заммэра или пара ментов в стрипушнике оттеняют повествование, но делают его ещё более объёмным, выпуклым, правдивым - да, за МКАДом так и живут. В общем, это фильм-летний вайб, фильм-праздник, фильм-отдых.

Прежде чем распрощаться, Артём Лемперт мне сказал: «Если тебе нравится «Ольга», тебе понравится и этот фильм». Я люблю все сезоны «Ольги». Кажется, я полюбил и «Тополиный пух».