Соцсети

Автор фото: Соцсети

Автор материала: Денис Фокин

«Собиратель душ»: авторское кино, отказавшееся от банальных скримеров

Еще до выхода нового ужастика его признали самым страшным фильмом года. Так ли это?

Кинематограф редко балует нас действительно стоящими картинами в жанре хоррор. Почему так? Вселенская загадка. Возможно потому, что напугать взрослого человека, который так устал от давящей повседневности (а после работы еще в «Пятерочку» зайти надо) не так то уж просто. И вот на большие экраны вышел триллер с Николасом Кейджем в главной роли, мгновенно став самым обсуждаемым ужастиком года. Мы, конечно, его посмотрели. Предупреждаем сразу — это сильно авторское кино, рассчитанное не на широкую аудиторию.

Реклама в привычном её надоедливом виде давно не работает. Потребитель настолько избалован, что его нужно заинтересовать и уговорить купить что-то. В нашем случае билет в кино. С «Собирателем душ» это правило сработало на 100%. Промо-кампания фильма пробуждала дикий интерес, стартовав с нескольких трейлеров, которые не анонсировали фильм, а культивировали спрос, оставляли вопросы, заставляли искать на них ответы. Главный из них — как выглядит маньяк в этом кино (да, кино про маньяка).

Автор фото: соцсети

Позднее в Америке были задействованы билборды, на которых был тот самый маньяк, показанный частично. Картинка снова не складывалась — это были лишь намёки, а интерес рос, разговоры шли, ожидание усиливалось. Сам Кейдж тоже был задействован в промо — его голосом говорил автоответчик, сообщающий звонившему о скорой смерти (номер телефона фанаты могли найти всё в том же промо). Короче, маркетологи компании NEON (она привезла это кино в Европу и официально в Россию) сильно накреативили — мы верили, что «Собиратель душ» — это страшно. И даже надеялись, что это шедевр.

Сомневающимся, а были и такие, кипятку в трусы долили блогеры и рецензенты: ещё до премьеры фильму присвоили высочайший рейтинг, а отзывы были сплошь положительные. Фильм заочно нарекли самым жутким хоррором десятилетия и сравнивали с «Молчанием ягнят». В чём-то они, конечно, были правы: даже без спойлеров понятно, что в главной роли в этих фильмах женщины-агенты ФБР в серых пиджаках, ловящие маньяка. Далее совпадения-параллели уже более глубинные, а аллегории не такие примитивные, поэтому лавочка сравнений из-за спойлеров закрывается.

Автор фото: соцсети

Будем откровенны, лето — не самое удачное время для проката триллеров: людей в городе мало, да и солнце после работы лучше ловить не в кинотеатре. Однако «Собиратель душ» собирает залы (по крайней мере половины). Люди идут компаниями или парами, ведь пугаться и бояться лучше с кем-то знакомым рядом.

Фильм разделён на три главы, каждая из которых немного распутывает клубок непонятностей. По логике всё должно идти от меньшего к большему, от монотонного к оглушающему, от вялого до стоячего. А вышло так, что всё время (1 час 40 минут) зритель пребывает в тихой дрёме, изредка вздрагивая от скримеров или морщась от неприятной физиологии. По-настоящему страшных моментов в фильме почти нет, как нет и ответа на вопрос «Для чего это всё вообще было?».

«Собиратель душ» визуально отлично снят. Это белёсо-дымная картинка, шикарные планы с широкого угла, идеально проработанные детали — зритель действительно погружается открытыми глазами в омут памяти шедевральных триллеров 1990-х. Весь затык в том, что эта картинка сильно убаюкивает, расслабляет, размывает внимание, а ты волей-неволей пропустишь что-то важное, значимое, объясняющее (на самом деле нет — многое в сценарии прописано либо для отвода глаз, либо непонятно вообще для чего). И только к финалу ты вдруг замечаешь, что картинка то расширяется, то сужается, меняя акценты.

Ещё один весомый плюс — звук. В фильме нет посторонних шумов, нагнетания музыкой, этих противных завываний скрипок, когда должно случиться что-то важное. Практически весь фильм сопровождают только естественные звуки происходящего, лишь иногда для красного словца (звучка) подкладывается монотонная бьющая по темени музыка. Нагнетает в «Собирателе» именно фон — работающий вдалеке телевизор, шум дождя, голос в трубке, голос персонажа Николаса Кейджа. А большего и не надо — и без того достаточно нервно.

Автор фото: соцсети

Несколько вопросов после просмотра остаются открытыми. Почему это всё происходило? При чём здесь мистика? А экстрасенсы при чём? А кого это убили? А за что? А как это повлияло на сюжет? А Николас Кейдж действительно так подурнел? А почему в нашей локализации «Длинноногий» стал «Собирателем душ»? А почему люди уходят, не досидев даже до середины фильма?

А пересмотрю ли я этот фильм ещё раз? Да, обязательно. Это действительно достойная работа. Медлительное, атмосферное, жуткое, красивое и немного недоделанное, но заслуживающее внимания кино.