Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор материала: Дарья Малиновская

Федор Федотов: от роли Тотошки до автоугонщика

Актер сериала «Прелесть» начинал свою карьеру в хоккее. Это и другие подробности - в эксклюзивном интервью для GALA.

Будущий актер театра и кино Федор Федотов родился в Иерусалиме в 1995 году, в возрасте двух лет он с семьей переехал в Петербург. Федор с раннего детства любил заниматься спортом. Когда мальчику было три года, отец впервые привел его на каток, а к подростковому возрасту наш герой уже был капитаном хоккейной команды «Смена». Но спортивная карьера в определенный момент сошла на нет, и после школы юноша поступил на факультет актерского искусства и режиссуры Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. В 2012 году ученица Георгия Товстоногова Лариса Грачева впервые набрала собственный курс, выпускники которого, включая Федотова, составили основу нового Социально-художественного театра.

С 2017-го Федор играет на сцене питерского ТЮЗа. Федотову достались главные роли в спектаклях «Том Сойер» и «Страдания юного Вертера». В «Волшебнике Изумрудного города» актер перевоплощается в верного друга главной героини — пса Тотошку. На экране Федотов дебютировал в 2018 году, сыграв эпизодическую роль в многосерийном фильме «Обратный отсчет». В декабре 2020 года состоялась премьера мелодрамы Михаила Локшина «Серебряные коньки», в которой Федотов сыграл главную роль — 18-летнего сына фонарщика Матвея. В январе 2024 года на платформе Premier стартовал новый проект с участием Федора — сериал «Прелесть», в котором также приняли участие Олег Меньшиков и Филипп Янковский.

Расскажи о съемках нового сериала «Прелесть» с твоим участием. Каково было работать с актерами такой величины, как Олег Меньшиков и Филипп Янковский?

— Съемки сериала начались достаточно давно. Еще в 2021 году мы снимали пилотную серию к этому проекту, и тогда среди артистов были только Олег Меньшиков, Олег Васильков и я. Все остальные артисты поменялись, когда мы начали снимать сезон. Тогда сериал сменил и название с «Гнать» на «Прелесть». И, конечно, не могу не сказать про наш дуэт с Олегом Меньшиковым: по крайней мере, я мечтаю это воспринимать как дуэт, потому что в какие-то моменты его герой становился для меня кем-то вроде отца и наставника, но в то же время и антагонистом, и главным врагом. Наблюдая за игрой Олега Евгеньевича, понимаешь, что это настоящий мастер своего дела. То же самое я могу сказать и про других взрослых, опытных артистов, которые были рядом со мной. Например, о Филиппе Янковском, бесконечном профессионале и человеке широкой души. Максим Коновалов, с одной стороны, был для меня актером из детства, на фильмах которого я вырос, а с другой — он стал настоящим другом.

Почему изменился актерский состав (пилотная серия была отснята с одними артистами, в прокат сериал вышел с другими)?

— Никаких секретов тут нет. Пилотная серия всегда снимается без особых надежд на то, что сериал пустят в ход. Для режиссера, который снимал эту пилотную серию, были важны те артисты, которых он утвердил. Потом поменялся сам режиссер, поменялась команда продюсеров, и, конечно, они провели новый кастинг. Я благодарен, что роль, которая досталась мне в пилотной серии, осталась моей же и в самом сезоне. Таких ролей у меня еще не было и, наверняка, не будет. Попасть на роль автоугонщика, когда у тебя сладкая физиономия — большая удача!

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Как ты относишься к системе Станиславского?

— Система Станиславского — наше все. Я учился в театральной академии у лучших педагогов, которые есть в Петербурге, и закончил мастерскую Ларисы Грачевой. Все уроки, которые нам давали наши мастера, шли от основы, а основа — это система Станиславского. Если говорить конкретно про сериал «Прелесть», то вжиться в роль автоугонщика до конца мне не удалось, но и слава Богу. Потому что я бы, наверное, сейчас сидел не здесь с вами, а в какой-нибудь исправительной колонии (смеется). Я не воровал машины, честно вам скажу, но тем не менее я получил большой опыт в этом, что было очень важно. Кроме того, ты пытаешься все время, читая сценарий, отмечать главные события, которые происходят с твоим героем, и от события к событию прослеживать рост этого человека. Нужно воспринимать это не как написанную роль, а как отдельного человека с его судьбой, в которую хочется вжиться. Хорошо, что наша театральная школа и школа Станиславского все еще живут в нас, в артистах.

В рождественской истории «Серебряные коньки» ты сыграл свою дебютную роль «безнадежного романтика» в полнометражном фильме. Расскажи, нравится ли тебе, что тебя видят в подобных образах, и роль кого ты бы мечтал сыграть в будущем?

— Я вообще не загадываю себе никаких ролей, если честно. Никогда не знаешь, какая роль станет для тебя поворотной. И уж точно я не мог мечтать сыграть Матвея из «Серебряных коньков». И никогда не мог себе представить, что я буду играть автоугонщика в сериале с такими великими артистами. А к ролям безнадежных романтиков отношусь хорошо. Потому что чаще всего в таких сюжетах ты встречаешься с талантливыми актрисами, а наблюдать за тем, как они работают, всегда очень интересно. Вот и в новом проекте наш дуэт с Лизой Кононовой — большой актерский подарок. Я видел Лизу, когда она еще снималась в сериале «Закон каменных джунглей». Тогда я смотрел этот сериал, как и все его поклонники, и влюблялся в Лизу. И вот ты с ней выходишь уже сам в кадр. Она работает прекрасно, и в такой мужской, сильной компании не то, что не теряется, а расцветает. Поэтому мы стараемся, в какой бы роли, в каком бы амплуа нас ни видели, искать что-то новое, делать так, чтобы каждый наш герой был не похож на другого.

Какую из уже сыгранных тобой ролей ты считаешь самой удачной?

— Когда мне такие вопросы задают, я больше думаю про театр. И в Петербурге, в театре, было очень много интересных работ, на которых я рос как артист. Театральные роли могут тебе потом помочь в кино, потому что кино чаще всего — стресс. Конечно, у тебя есть время познакомиться с материалом и даже что-то дома порепетировать, если еще и с партнерами — вообще чудо. Но все-таки это стрессовая ситуация, потому что ты должен сразу выдать результат, это не всегда удается. А в театре ты долго репетируешь перед показом. Неважно, играешь ты Тотошку в спектакле «Волшебник Изумрудного города» или автоугонщика в сериале про бандитов, ты должен любить свои роли и стараться сделать их интересными. Или хотя бы веселиться в этих ролях и получать удовольствие.

Если бы стоял выбор: кино или театр — что бы ты выбрал?

— Я бы выбрал театр. Причем не играть там, а просто ходить в театр.

Смотрел ли ты «Слово пацана»? Как ты считаешь, в чем его феномен?

— Да, я смотрел сериал. Для меня он интересен подробными актерскими работами всех артистов. Мне интересно было наблюдать за тем, как актеры соединяются со своими ролями и всерьез проживают свои линии. Почему он стал таким популярным? Да потому, что это просто хороший сериал! Я не хочу говорить сейчас о какой-то шумихе, которая не связана с творчеством, это отдельная тема, которая и так достаточно раскручена без нашего с вами разговора. Я выделяю эту работу, потому что она круто сделана, вот и все.

Как ты относишься к Жоре Крыжовникову?

— Он очень талантливый человек. Когда-нибудь мы с ним поработаем.

Где или в чем ты черпаешь свое вдохновение?

— Будет достаточно банальный ответ. Я стараюсь восхищаться своими коллегами. Вот, например, сериал «Слово пацана». Я посмотрел его, и чувствую, что стал сильнее. Потому что я вижу, что можно вот так играть. Я так не умею, но хочу научиться. «Мастер и Маргарита» — потрясающий фильм, который сейчас гремит. Я черпаю вдохновение в театральных работах коллег, причем не всегда в спектаклях со стороны, а даже когда выхожу на сцену вместе со своими друзьями. Самый яркий пример — «Обыкновенная история». Спектакль, в котором меня всегда поддержат. А иногда удивят настолько, что вообще не пойму, я сейчас зритель или играю вместе с ними. Вдохновение надо брать от коллег, из книг и фильмов. И, конечно, я беру силы в своей семье.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Скажи, как ты выбираешь, в каком проекте принять участие? Есть ли у тебя табу на определенные сцены?

— Я хотел бы сказать, что сцены эротического характера меня не привлекают, и что меня звали на роль Адидаса, но не будем ударяться в тренды (смеется). Если это интересное творческое предложение и интересный режиссер, то, как говорят мои старшие коллеги в театре, в хорошей компании можно и телефонную книгу поставить. Поэтому я не выбираю роли. Я не говорю, что никогда не буду играть насильников, или, наоборот, полицейских. Вообще об этом артисты, мне кажется, особо не думают. Ты думаешь о том, с кем ты будешь работать. Потому что любая работа, любая роль, связана с той командой, в которую ты попадаешь. И спустя время ты не будешь вспоминать, как здорово сыграл автоугонщика в сериале, а будешь вспоминать, рядом с кем ты его играл — режиссера, операторскую группу, звукооператоров, которые вешали на тебя микрофон и давали тебе ценные советы, или поддерживали, или отдавали свою куртку, потому что было очень холодно. Но вот от сцены поедания голубя я бы, наверное, отказался. Поэтому если мне предложат роль Оззи Осборна, то нет. Давайте на этом и остановимся.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Какой фильм твой любимый?

— Под настроение конечно. Если мне хочется светло улыбнуться под Новый год, то это фильм «Реальная любовь», например. Если мне хочется поплакать — я, наверное, посмотрю «В бой идут одни старики». Если я хочу посмеяться и почувствовать, что я дома, я посмотрю «Иван Васильевич меняет профессию» или «12 стульев». Если мне захочется какого-то полета, я посмотрю своих любимых «Пиратов Карибского моря» или «Властелина колец». Под каждое настроение у меня есть свой фильм, и выделять какой-то один, наверное, неправильно. Но не буду далеко ходить и скажу, что мой любимый фильм это конечно «Серебряные коньки» (смеется)!

Ты, как человек с профильным образованием, как считаешь, артисту действительно важно его иметь?

— Есть огромное количество людей в Голливуде, которые не получив специального актерского образования прекрасно смотрятся в кадре и иногда даже являются законодателями того, как вообще надо играть. Я знаю одно: актерское образование вряд ли помешает талантливому человеку в этой профессии, а вот помочь оно очень даже может. Бывает, что на курсы по актерскому мастерству приходит человек, и тебе кажется «Боже, да он уже готовый артист! Зачем ему четыре года учиться? Иди и играй!». Я имею счастливый опыт общения с лучшим мастером на земле — такой тебя не сломает, не сломает твою природу, твою органику, а даст ту базу, которая поможет не свернуть в сторону и быть разным и в каждой роли искать что-то новое, зная, какие инструменты для этого ты должен применить. Есть вундеркинды, которые берут гитару и играют на ней легко, но лучше бы, наверное, еще и аккорды знать.