личный архив Руслана Серазетдинова

Автор фото: личный архив Руслана Серазетдинова

Автор материала: Дарья Малиновская

Революция в мире удаленщиков, или Почему будущее за гибридным графиком

Спорим с владельцами диджитал-агентств о том, нужны ли офисы в 2024-м.

Для большинства частных бизнесов пандемия стала колоссальным стрессом. Но также она поспособствовала глобальной перестройке бизнес-процессов. Оказалось, что компании, не представлявшие себе жизнь вне офиса, могут выстраивать работу и удаленно. Но сейчас пандемии нет, а между работодателями до сих пор идут споры о том, нужна ли удаленка или все же эффективнее работать в офисе. Мы поговорили с директором digital-агентства «Хорошая история» Русланом Серазетдиновым и управляющей сетевого коворкинга GrowUp в Казани Эллой Кругловой о том, что происходит с ушедшими на удаленку компаниями.

Автор фото: личный архив Руслана Серазетдинова

Автор фото: личный архив Эллы Кругловой

Что такое digital-агентство

Digital-агентство — это все, что может выполняться в рамках сетевых и цифровых инструментов. Чаще всего это IT, маркетинг, реклама, бизнес-консультации и еще огромное количество всевозможных отраслей, которые можно «затащить» в цифру.

— До какого-то времени, например, психологи сопротивлялись тому, чтобы оказывать консультации онлайн. А сейчас они сопротивляются тому, чтобы выходить в офлайн, потому что это лишнее время, перемещение, какие-то дополнительные расходы и заморочки, — делится Руслан Серазетдинов.

Содержание офиса — это затратно?

При содержании офиса уходит много денег на сопутствующие товары: от бумаги до чая с печеньем. А если в офисе стоит кофемашина, то нужно вызывать и людей, которые будут раз в месяц делать ее очистку. Многие руководители нанимают для контроля офиса за дополнительные деньги помощницу или помощника. Иметь «свою контору» для компании выходит в копеечку, а аренда помещения — это большая головная боль. Нужно правильно спланировать рабочее пространство, чтобы оно было качественным для сотрудников, максимально его «диджитализировать» и обеспечить офис другими разными пунктами, на что уходит много денежных ресурсов.

— Когда мы переехали в коворкинг, то все эти проблемы снялись и можно было наконец-то заниматься работой. А не думать о том, привезли воду или не привезли, почистили или не почистили кофемашину, — с облегчением говорит Руслан.

Автор фото: личный архив Эллы Кругловой

«Офис мечты» — миф или реальность

— То, каким комфортным будет офис, зависит от количества сотрудников. Если у тебя 10 тысяч сотрудников, то это будет сложновато, а если только 10 человек, то, наверное, вполне реализуемая задача. Главное, чтобы было светло, были хорошие кресла, устойчивые столы, Wi-Fi, кофе и какое-то место не для работы, где можно поваляться на мешках и поиграть в плойку, например, — рассуждает Руслан.

Как контролируется работа удаленщиков

Это зависит от требований самой компании. Кому-то вообще нет разницы, где человек находится и сколько он проводит времени за рабочим местом, главное — результат. Если все задачи выполнены, и тем более выполнены качественно, то какая разница, отсидел сотрудник восемь часов в офисе или просто выполнил свою задачу и пошел по своим делам.

— Сейчас есть очень много приложений, которые помогают контролировать работу удаленных сотрудников. Какие-то чек-листы, таблицы и так далее. Все зависит от того, как внутри компании организован этот процесс. Наверное, могут и у нас, коворкинга, запросить, находится сотрудник на своем месте или нет, — говорит Элла Круглова.

Автор фото: личный архив Эллы Кругловой

Продуктивнее ли работа в офисе

— Да, продуктивность в офисе однозначно выше, но, опять же, это касается не всех людей. Где-то у 80% сотрудников продуктивность правда намного выше, когда они работают в коллективе, — утверждает Элла.

На какой-то период все ушли на удаленку. Тогда, в 2020 году, около 70% бизнесов покинули офисы и прекратили аренду коворкингов, в частности. Потом постепенно люди начали выходить обратно. У крупных компаний возникли гибридные графики — это когда, например, три дня в неделю работает один сотрудник и три дня на этом же месте работает другой. Либо когда сотрудник какое-то время работает в офисе, а какое-то удаленно. Но по-прежнему у организаций есть определенная статистика, которая говорит о том, что у сотрудников, работающих из дома, сильно упала результативность.

— Иногда команда возвращается в офис просто из-за нехватки некой социализации. Люди изголодались по работе офлайн — и об этом свидетельствует падение эффективности их работы, — считает руководитель GrowUp.

Автор фото: личный архив Эллы Кругловой

Клиентам удобнее общаться онлайн или при личных встречах?

Наверное, найдутся люди, которые скажут, что могут решить все онлайн, но результаты говорят о том, что офлайн в случае работы с клиентами более продуктивен. При личном контакте с человеком ты быстрее понимаешь запрос, чтобы сделать качественный продукт. Невербальное общение: взгляды, интонации, жесты — требуют офлайн-встречи. Да и просто наглядно можно показать презентацию, дать сразу какие-то комментарии, уточнить нюансы проекта. Это намного сокращает путь к качественному продукту.

Будущее за гибридным графиком?

Наши эксперты сходятся во мнении, что все идет к тому, что будущее все же за гибридным графиком — на такой способ работы перешли многие крупные организации. Они снимают для своих сотрудников в разных городах коворкинги. В классическом офисе гибридный график сложно организовать, а в коворкинге это помогает сделать инфраструктура. Существуют бронирования переговорных, «гибкие посещения» работы и прочее.