Ораторское мастерство: зачем хорошо говорить в эпоху мессенджеров?
Экспертный взгляд на одно из древнейших искусств убеждения.
Умение правильно говорить может стать не просто приятной опцией, а действительно помочь в жизни. От того, как мы общаемся, зависит буквально все: от продвижения по карьерной лестнице до успеха у противоположного пола. Мы решили изучить, что же такое ораторское искусство и как им овладеть. Да и нужно ли это вообще в век мессенджеров? Об этом мы поговорили с федеральным экспертом по коммуникациям и наставником по подготовке к особо важным выступлениям Айнуром Зиннатуллиным и заведующим лабораторией UNIVER-TV, старшим преподавателем института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Ильшатом Хусаеновым.
Кому нужно уметь правильно говорить?
Ораторское искусство, по мнению Айнура Зиннатуллина, необходимо каждому, у кого есть амбиции на личностный и карьерный рост, потому что любое жизненное продвижение проходит через общение с людьми. Это нужно, чтобы, например, без стеснения подходить и завязывать важные разговоры со своим руководством. Ильшат Хусаенов отдельно подчеркивает, что умение доносить до слушателя то, что ты хочешь сказать, применимо в любой стези.
- Такие люди могут быстро сделать карьеру. Человек говорящий — это золотая единица. Умение рассказывать, презентовать ту или иную продукцию, говорить со сцены и грамотно доносить мысль делает человека незаменимым. Он может подменить директора, если тот уехал куда-нибудь в командировку. Если неожиданно приехала какая-то делегация — он может успешно ее сопроводить, — рассуждает Хусаенов.
Нужно ли вообще умение говорить, когда все переписываются?
Наши спикеры уверены, что цифровизация вообще никак не повлияла на важность живого общения и что у людей по-прежнему есть потребность в обычных тренингах по ораторскому искусству и человеческом контакте. Несмотря на возросшую долю онлайн-коммуникаций, которые могут сделать ваш голос бархатистым, а глаза — блестящими, эмпатия как способность создавать комфорт в диалоге, передавать тепло и искренность останется на первом плане.
Да и работодатель сегодня любит смотреть в лицо человека. Даже если будущее за дистанционными онлайн-собеседованиями, эйчар всегда будет стараться оценивать то, как человек выглядит, какие у него манеры и какая у него стилистика разговора.
Оба наших эксперта, исходя из своего многолетнего опыта, глубоко убеждены, что умение писать и говорить — два совершенно разных навыка. Есть множество примеров людей, которые могут хорошо владеть письмом, при этом будучи совершенно неумелым в устном выражении своих мыслей. А вот хороший слух, наоборот, может сильно помочь в обучении. Например, человек, который хорошо поет, обычно и хорошо говорит или, по крайней мере, быстрее этому учится — у него появляется та самая мелодика в речи, его текст перестает быть рваным.
Автор фото: Ирина Звездина/GALA
Врожденные дефекты речи — помеха?
Айнур и сам родился с дефектом речи — сильным заиканием, преодоление которого во многом повлияло на его становление. По мнению нашего собеседника, эпоха дикторов и идеальных голосов прошла: сегодня кумирами людей являются блогеры, говорящие не идеально и порой с сильнейшими дефектами. На самом деле, все дело в содержании — в том, способны ли вы создавать ту ценность внутри себя, из-за которой люди готовы слушать вас, несмотря на дефект.
Дефект речи — это не приговор, его можно исправить. С помощью специальных упражнений можно «разбудить» ту или иную букву. Как правило, попытки скрыть изъян лишь усиливают его негативный эффект на публику, а вот принятие и отсутствие стеснения за него перед зрителем вкупе с харизмой и хорошей презентацией превратит ваш дефект в изюминку. Обучить ораторскому искусству, на самом деле, можно каждого. Единственный вопрос — время, просто на кого-то его уходит больше.
Голос важен?
Есть специальные тренировки, в ходе которых голос можно сделать качественно лучше, укрепить дикцию, добавить мелодики, сменить тембр, сделать его выше или ниже, но, к сожалению, кардинально поменять свой голос очень сложно. Это связано с особенностями организма — строением наших основных голосовых резонаторов: глотки, ротовой и носовой полости, а также трахеи.
Тенденции в современных техниках речи
На самом деле, ничего особо нового выдумать здесь не выйдет. Анатомия наших речевых органов уже давно изучена, а техники речи, какими они были 100 или 50 лет назад, такими и остались. Огромное их количество находится в открытом доступе, и они уже не раз были описаны в различных книгах. Если вы высокозамотивированный человек, то можете и сами прокачать свои навыки. Задача тренера в том, чтобы подобрать ту самую технику, которая подойдет определенному человеку. В этом и проявляется его мастерство — не тратить время своего клиента на перебор различных практик, а быстро подобрать одну, которая сработает именно на нем. Иногда техники речи совмещают с актерским мастерством.
- Мы рекомендуем ученику образ того или иного персонажа. Примеряя его на себя, люди понимают, какой подачи я от них хочу. Надевая на себя некую роль, человеку становится легче бороться со своими физическими зажимами. Теперь он уже не Федя или Петя, а образ доцента или бизнесмена. С помощью актерского мастерства ученики пытаются именно с точки зрения своего персонажа донести до слушателя то, что они хотят. Смысл в том, что выступающий должен чувствовать себя комфортно, и, примеряя на себя определенный образ, он избавляется от своих личных страхов перед сценой и аудиторией. Все это сопровождается выстраиванием речи, манеры движения, выбором одежды, прически и стиля — вплоть до формы очков, — рассказывает Хусаенов.
С чего начать?
Если говорить об основах основ, то это упражнения на дыхание и артикуляцию. Из самого важного: диафрагмальное дыхание «животом» и базовые упражнения на язык, направленные на то, чтобы тот не заплетался во время речи.
А вот скороговорки, несмотря на то что действительно тренируют четкую речь, могут быть легко заменены схожими упражнениями и встречаются, как правило, только в базовых программах. Вопрос не в умении быстро говорить. Это упражнение даже не одно из первичных. Преодоление страха — вот главное. На продвинутом уровне концентрируются уже на психологии и умении влиять на людей. В конце концов, ораторское мастерство — это искусство убеждения.
Самая сложная скороговорка, по мнению ораторов:
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватели.
Как говорить со сцены
На некоторых занятиях по ораторскому искусству совмещают актерское мастерство и уроки артистизма со сценическим движением, жесты — с артикуляцией, а мелодику речи — с подготовкой прекрасной идеи и презентации. Особое внимание уделяется зажимам. Больше всего приходится работать не над навыками и дикцией, а над верой человека в себя, в то, что он заслуживает стоять на сцене.
- Мы выковыриваем из человека раболепные движения — работаем над его состоянием. Только потом начинаем работать над смыслом: вытаскиваем из человека то, что он приносит в повествование, то, как он хочет, чтобы его слова повлияли на людей, к чему он хочет их привести. И уже в конце работаем над структурой: совмещаем текст и подачу в готовое выступление, — рассказывает Зиннатуллин. — Однажды у меня была сессия в шесть часов, где мы пытались понять, чего хочет клиент. Пришла женщина-предприниматель. У нее была и семья, и бизнес, но ей хотелось чего-то еще — «быть на сцене, быть известной». Но что для нее «известность»? «Аплодисменты», — отвечала она. И вот так постепенно мы дошли до того, что истинное ее желание в том, чтобы ей аплодировал не зал, а родная мама. Чтобы она сидела в зале и ей аплодировала. Ради этого она хочет выступать. Поэтому даже если бы я как тренер привел бы ее к выступлению, после которого ей бы аплодировали, она в конце концов была бы недовольна, так как не достигла бы настоящего запроса. Моя задача — понять на старте то, куда мы идем. И только потом начинать путь.
Автор фото: Ирина Звездина/GALA
Секрет хорошего выступления
Самое главное для оратора — четко понимать смысл выхода на сцену, правильно расставить акценты и избавиться от раздражителей. Умение донести зерно идеи зрителю — основная задача оратора. Если он что-то говорит для себя или для галочки — никто не будет слушать. Даже если оратор будет рассказывать очень интересно, но не будет полезен, люди его не воспримут.
- Правильно расставленные акценты — это своеобразные маяки для слушателей в этом море информации, созданные для того, чтобы каждый из внимающих составил именно ту интерпретационную картину, которую видит сам автор, — объясняет Ильшат Хусаенов. — Оратор — это человек, который говорит со сцены, не раздражая своего слушателя. А раздражать он может самыми разными способами: непонятными движениями, громким дыханием, подкашливанием, подтягиванием штанов. Все это и есть то, что мы называем зажимами. Кто-то постоянно поправляет волосы, кто-то чешет пальцы, кто-то ускоренно говорит. Именно с этим мы боремся.
Узнали себя? Может, у вас тоже есть зажим, преодоление которого станет вашим жизненным трамплином?
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
Сериал «Преступление и наказание»: плевок в лицо всем, кто ждал премьеры
Рецензируем провалившийся претенциозный проект, который выбесил зрителей еще до своего выхода.
Сериал «Трасса»: кошмар в ярких красках
Премьерные серии не пугают, а шокируют мрачной реалистичностью.
«Один день в Стамбуле» — о чём ещё могут говорить эти мужчины
Мы сходили на премьерный показ. И кино нам сначала не понравилось. А потом как понравилось!