Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор материала: Дарья Малиновская

«Люди стали реже спать друг с другом, им хочется хотя бы шуток про секс»

В интервью для GALA соосновательница казанского «КЛУПа» рассуждает о юморе и казанском стендап-комьюнити.

1 апреля — День смеха. То есть практически профессиональный праздник для стендаперов. В преддверии этой даты GALA встретилась с Ангелиной Питуловой — соосновательницей казанского стендап-клуба «КЛУП».

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Ангелина родилась и выросла в Казани. Она начала свой путь в комедии с КВН в студенческие годы. После работала куратором на «Международном Stand Up фестивале», а потом администратором в StandUp Club Kazan, с которым они организовали два стендап-фестиваля. Спустя какое-то время Ангелина стала проводить свои «Открытые микрофоны» на Фабрике Алафузова, после чего они с основателем Comedy Crew Алексеем Карпушиным пришли к мысли, что пора бы открыть что-то свое. И весной прошлого года появился «КЛУП». Поначалу резиденты выступали буквально для двух гостей, но уже к сентябрю к ним на «Грязный микрофон» каждую неделю стабильно стало приходить до 150 человек.

Автор фото: личный архив Ангелины Питуловой

Немного истории

На момент открытия «КЛУПа» резиденты уже были собраны. Это были ребята из казанского объединения Алексея Карпушина, которое делало «Открытые микрофоны» в заведениях. Комики приезжали на Фабрику Алафузова и красили трубы, готовили сцену и сами лично вырезали фанеру с логотипом и красили его.

— Почему «КЛУП»?

— Название «КЛУП» пришло в голову спонтанно и при случайном стечении обстоятельств. Во-первых, оно необычное, во-вторых, подчеркивает общий «вайб» резидентов. Сначала «КЛУП» было просто названием, но позже обрело бесчисленное множество аббревиатур. Например «Комедия любит умную публику» или «Комедию лучше употреблять под столом». У всех стендап-клубы, вы попробуйте «клуп» сделать (смеется)!

— Как у вас выступить?

— Чтобы выступить на сцене, есть формат «Открытого микрофона». На него может записаться кто угодно. Также существуют шоу-разгоны, в которых на сцене сидят комики и разгоняют шутки. Такие форматы мероприятий не оплачиваются, но могут стать хорошей отправной точкой для начинающего стендапера. Алексей Карпушин делает специальные разгоны в барах, на которые приходят обычные люди, не занимающиеся юмором, но мечтающие начать.

— Зачем люди становятся стендап-комиками?

— Кто-то «питается» радостью других людей, кто-то мечтает попасть в Medium quality, а кто-то просто хочет стать известным. Так или иначе, все мы люди травмированные и всем нам не хватает внимания: не секрет, что выход на сцену может заменить человеку сеанс с психологом. Кто-то хочет делать «приколы». Это особый тип людей, у которых есть перманентная задача на протяжении жизни веселить людей. Кто-то и слезы любит вызывать. Не просто так сейчас появилась мода в конце стендап-концерта говорить, что у тебя кто-то умер из родственников, которого ты любишь. После улыбок они хотят другие эмоции вызвать у человека, а потом снова вывести на улыбку.

— Сколько зарабатывают юмористы?

— Все зависит от того, сколько комик выступал за месяц. Он может выступать каждую неделю, а может один раз в месяц. В среднем начинающий стендапер получает 500 рублей за выступление, которое длится от 5 до 10 минут. Но артист может, например, за вечер выступить два раза или даже провести мероприятие. Недавно к нам в Казань приезжал Расул Чабдаров, он просил найти человека ему на разогрев. При таком формате выступления стендап-комик получает очень неплохие деньги.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

— Главные комики Татарстана, по твоему мнению.

— Владелец StandUp Club Kazan — Артур Шамгунов. Наверное, он единственный более-менее известный, правда смешной комик и классный ведущий в целом. Была Таня Березовская, но она уехала в Москву. Проблема регионов в том, что комики, если хоть на языке чувствуют популярность, моментально переезжают в Москву. Есть комики просто хорошие, но они не занимаются своим брендом. Тимур Абдулманов, дай бог, станет хорошим комиком, если продвинется.

— Есть ли сегодня смысл в офлайн-формате стендапа?

— Людям нужен живой формат. Посмотреть стендап вживую и посмотреть на YouTube — кардинально разные эмоции. Когда вокруг тебя сидят люди и смеются с одних и тех же шуток, ты получаешь эмоции такие же, как на концерте любимой группы. Когда Саша Малой выступает, до последних рядов долетает его энергия. На улице, наверное, будут стоять люди и думать, что жарко стало. Очень важно дарить людям эмоции именно вживую. Хотя и YouTube тоже важен – это отличный способ продвижения. Пока ты выступаешь на сцене, ты моментально даришь эмоции, а как только выходишь на видеоплатформы, уже оставляешь след в истории. Кто-то рожает детей, кто-то, например, как вы, пишет статьи, а мы пишем шутки.

Автор фото: личный архив Ангелины Питуловой

— Юмор может быть объективным?

— Существуют объективно смешные шутки, но и они для кого-то будут несмешными. Комик может выступать двести раз с одной шуткой, она точно смешная и работает, но потом может войти в зал, а там будет абсолютная тишина. Но дело не в шутке, а в том, что, во-первых, зал может быть не в настроении, а во-вторых, бывает зал, который просадил предыдущий комик, и если новый не смог его «поднять», зрителю уже будет не до смеха. Юмор субъективен, и точка. У каждого есть свои любимые комики. Кому-то нравится Всеволод Ловкачев, кому-то нравится энергия Саши Малого, а кто-то спрашивает, что за клоун вышел на сцену.

— У комедии существует пол?

— У комедии нет пола. Все думают, что женщины шутят только про бывших. Но, во-первых, шутки про «бывших» в людей попадают. Во-вторых, женщины шутят и про другое, просто из-за того, что комиков-мужчин в разы больше, никто этого не замечает. На самом деле, это работает в обе стороны. Мужчины тоже очень много шутят про отношения, но такой стереотип за ними не закрепляется.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

— Как шутить в России?

— Стендап — жанр, в котором комику важно говорить про здесь и сейчас и про его личные ощущения. Но при нынешних реалиях он должен очень аккуратно подбирать слова в своих высказываниях со сцены. Люди стали меньше шутить про политику и больше думать головой. Те, кто хочет работать комиком, идут и пишут шутки на нейтральные темы. Везде есть цензура. В Америке огромного артиста Луи Си Кея отменили из-за харассмента. Да, он был не прав, но правильно ли отменять комика, который больше всех в мире сделал для комедии? Не знаю даже.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

— В чем феномен популярности «чебэдэшников»?

— Успех шоу «Что было дальше» — в банальности юмора. Это очень простой контент, который легко поглощать, пока ты чем-то занимаешься или ешь. Их юмор понятен, оттого и популярен. А чем сложнее шутки, тем меньше аудитория. Зрители не хотят думать, они хотят смеяться.

— Смешные ли в обычной жизни стендап-комики?

— Существует мнение, что чем смешнее комик на сцене, тем не смешнее он в жизни. Юмористам просто-напросто не хватает энергии быть всегда позитивным и веселить окружающих. Но тот же Саша Малой какой на сцене, такой же и в жизни.

— Над чем в регионах смеются больше всего?

— Статистика показывает, что в России больше всего смеются над семейными проблемами и темами, связанными с интимной жизнью. Билеты на «Грязные микрофоны» разлетаются как горячие пирожки. Людям хочется слушать про грязь, а тем более когда ее подают еще и с шутками. Люди стали реже спать друг с другом, им хочется хотя бы послушать шутки про секс.

Автор фото: личный архив Ангелины Питуловой

— Комиком рождаются или становятся?

— Есть изначально талантливые люди, а есть те, кто сильно хочет стать таковым и идет к цели. Я была абсолютно не смешным человеком, но дошла до того, что у меня свой стендап-клуб и я выхожу на аудиторию в 150 человек, и они смеются. Но есть и изначально смешные люди: например Ваня Усович или Леша Щербаков. Гарик Харламов вообще мастодонт юмора, он может рассмешить любого без подготовки.