Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Аделя Рахматуллина

Сериал «ГДР»: Горечь Думающего Рецензента

Платформа Wink одним днём выложила 14 серий картины про шпионаж и предвестники краха СССР, на которую жалко тратить время.

«Художественное произведение, основанное на реальных событиях» - предупреждает надпись перед показом. Очень удобная надпись, за которую легко и с удовольствием прячутся не очень талантливые киноделы. С одной стороны, и историческую точность соблюдать никто не должен - произведение-то художественное. С другой, всё вроде как про историю, а потому лепи хоть динозавров в здании политбюро - несведущие сочтут за чистую монету. Вот и создатели «ГДР» воспользовались тем же приёмом. Но от истории в этом недохудожественном произведении разве что название страны в 89-м да грим в виде родинки Горбачева на Виталии Коваленко.

Фото: Кинопоиск

Не несёт исторической ценности, потому что:

Действия фильма разворачиваются в 1989 году, в непростые для СССР времена (а были ли простые?). Главный герой - капитан КГБ Александр Нечаев (его играет Александр Горбатов), проваливший операцию, но вернувшийся в строй. Он получает задание проследить за артистами берлинского мьюзик-холла, приехавшими в СССР, но становится свидетелем убийства, в котором будут замешаны и шпионаж, и приключения, и экшн - всё по классике.

Создатели фильма акцентируют внимание на его «историчности», но такого гламурного Советского Союза, вы, поверьте, еще не видели. Кадр в вечной «состаренной» дымке, герои щеголяют в нарядах от кутюр (чего только стоит КГБшник в костюме-тройке и твидовом пальто кроя Ральф Лорен). Все красивые, как из модельного агентства, интерьер вокруг - четко выверенный дизайнерский шедевр, а не плачевный советский минимализм. Ах да, чуть не забыла - артистки берлинского мюзик-холла скачут по сцене советского театра в сексуальным белье, пикантно (не)прикрывающем ягодицы. Словом, если представлять Советский Союз таким, то, может, в него действительно захочется вернуться. Если бы не начальник главного героя, предательски напоминающий Шурика из «Кавказской пленницы» и возвращающий в реальность, то этот «фэшен СССР», возможно, не был бы таким смешным.

Фото: Кинопоиск

Еще одна безусловно важная фигура здесь - Горбачев в исполнении упомянутого выше Виталия Коваленко. Он предстает каким-то слабым, безвольным и буквально «тряпичным», причем внимание на этом нарочито акцентируется во всех сценах. Вот он сидит за завтраком и не может выбрать кашу, параллельно обсуждая с женой политическую обстановку и настрой Запада. И тут же выбор каши за мужа делает Раиса Горбачева, навязывая ему свою точку зрения на позицию России относительно Европы. «Ну вот я и определился [с кашей]», - добродушно сообщает в камеру Горбачев. Следующая сцена еще лучше: президент доказывает что-то своему подчиненному.

«Откуда у вас эти сведения?» - спрашивает последний.

«Так считает Раиса», - заявляет Горбачев.

Ощущение, что тебе насильно навязывают не только мнение о реальном, пусть и спорном персонаже, а вообще обо всем вокруг - и оно не покидает до конца сериала. Об исторической точности здесь, конечно, говорить не приходится: всемирный заговор, машины летают, враги хотят распылить над СССР смертельный вирус, перестрелки ЦРУ и КГБ доходят до голливудских масштабов. В общем, не зря каскадеры получали зарплату (их в фильме, кстати, было задействовано аж 363 человека).

Не несёт художественной ценности, потому что:

Первое убийство в картине происходит на пятой минуте. Дальше - нарочитый экшн, взрывающиеся самолеты и бесконечные шпионы. Драматической завязки здесь нет как второй «о» в словосочетании «в общем». В течение просмотра первых двух серий мне захотелось обнять колени и качаться, спрашивая, какой у сериала вообще смысл? Какие цели были у режиссера? Что он осмыслял, что хотел донести? Ответов на эти вопросы не последует.

«ГДР» напичкан клише: злая блондинка-разлучница, харизматичный загадочный детектив в серой шляпе с голосом из «секса по телефону», бриллианты, перевозимые из-за границы иностранцем, которого убьют - перечислять можно долго. 

Фото: Кинопоиск

Отдельная тема - главный герой. Александр Горбатов узнаваем стал после сериала «Содержанки», где играл киллера. В закулисье гламурной Москвы Горбатов - фанат барбер-шопов - смотрелся, конечно, куда более органично, чем в декорациях 1989 года. На протяжении сериала он периодически повторяет свое кредо: «До выстрела не падай». Так вот, пророчим: «ГДР», время действия которого можно перенести в любой другой промежуток времени без потери того, чего нет смысла, упадёт, так и не выстрелив.