Инесса Суханова

Автор фото: Инесса Суханова

Автор материала: Валерия Ракова

Лиза Шакира: «В реальной жизни происходит много триллера»

В интервью для GALA актриса рассказала о съемках сериала «Калимба», новом проекте «Монохром» и драках на площадке.

Лиза Шакира — российская актриса театра и кино. Елизавета получила образование в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, окончив курс Анны Яковлевы-Алексахиной. Но карьера девушки началась куда раньше — еще в 2018 году актриса сыграла небольшую роль в сериале «Восток-Запад 2». После ей досталась роль Снежаны в известном проекте «Содержанки» с Дарьей Мороз и Сергеем Буруновым. Триумфом стала героиня Ева — дочь богатого и влиятельного чиновника из сериала «Контейнер» с Филиппом Янковским, с которым Шакира играла бок о бок. Сегодня в онлайн-кинотеатре Okko вышел психологический триллер «Калимба». Картина о профессоре, который проводит эксперимент над жертвами и обидчиками, заперев их в одном подвале. GALA поговорила с артисткой о новых проектах, иммерсивных шоу в ее репертуаре, модельном бизнесе и участии в дипломной работе студентов с Антоном Лапенко.

Для тебя путь к актерскому мастерству лежал через моделинг. Как так вышло?

— Для меня моделинг и актерская жизнь никак не связаны. Опыт, полученный там, мне никак не помог в актерской работе. Он даже, скорее, мешает, когда мы снимаем материал, связанный с выходом проекта. Получается «красивая красивость», а не мои персонажи. У меня и не было ролей моделей. Если бы я играла кого-то из этого мира — это бы мне несомненно помогло.

А хотела бы ты себя попробовать в каком-нибудь кино о модельном мире?

— Скорее нет, потому что для меня это не самая интересная тема. Возможно, если бы это была биографическая история с реальными личностями или же какой-то триллер, переплетающийся с моделингом.

В интервью ты много говорила о том, что внешность модели — чистый лист. Сейчас же ты много экспериментируешь с внешностью — испытала ли ты облегчение после того, как бросила модельный бизнес?

— Относительно таких вещей я поменяла шило на мыло, потому что как актриса я тоже вне роли не могу красить ногти, менять свою внешность, свой физический облик, если только для роли. Если я как Лиза что-то захочу и это будет идти вразрез моей творческой деятельности, я не смогу это сделать. Единственное, по чему я скучаю в модельном мире, – это возможность путешествовать. Благодаря этому я жила в Индонезии и Шанхае, но я от этого отказалась и не жалею. Где-то в параллельной реальности, может быть, существует Лиза Шакира, которая продолжает быть моделью, мне от этого легче, но в этой реальности не жалею.

«Калимба» — сериал, появление которого ждут с нетерпением. Как ты попала в этот проект? Пробовалась ли на другие роли?

— Нет, я сразу пришла пробоваться на роль Наташи. Меня позвали на очные пробы. Дело в том, что я давно знаю Нурбека Эгена (режиссер проекта.«ВК»), и я мечтала с ним поработать, поэтому с радостью приняла предложение. Сразу почувствовала, что это абсолютная моя роль, которую я могу сыграть. Вот с этим на пробы я пришла, и, собственно, получилось как получилось.

Автор фото: Анастасия Москалева

Автор фото: Анастасия Москалева

По сюжету профессор запирает в подвале жертв и их обидчиков в рамках эксперимента. Расскажи про свою героиню Наташу — она жертва или обидчик? Её яркая внешность может быть обманчива.

— Нет, в данном случае это верное первое впечатление. Она даже не обидчик, а агрессор. У нас есть деление — героев можно квалифицировать как жертв и как агрессоров. Она абсолютный агрессор, хотя тут даже дело не в агрессии, а в том, что она, будучи пьяной, сбила человека и скрылась с места происшествия. Она выступает как некая злая сила, которая разрушила жизнь человека и не считала нужным каяться и платить за свои поступки, нести ответственность. Эксперимент помогает ей столкнуться с последствиями своей безответственности, увидеть, как ее поступки могут разрушать жизни других, и встать перед выбором, как действовать — продолжать быть инфантильной и защищаться, нападать на других, либо же вырасти и все-таки признать свою вину.

Трейлер сериала держит в напряжении все полторы минуты. Атмосфера на площадке была такой же или вы старались разряжать её?

— Даже во время съемок было если не весело, то как минимум хорошо. Мне кажется, если бы мы на съемках не включали чувство юмора и самоиронии, мы бы с ума сошли. Каст был потрясающим — Нурбек из тех режиссеров, которые своим спокойствием и стабильностью наполняют. Поэтому у нас не было такого чувства, что мы в эксперименте по-настоящему. Травмы наших героев не полноценно влияли на нас и не перекликались с нами — между дублей, во время съемочных дней, мы радовались жизни как могли.

В трейлере также можно увидеть, что ты бьешь другого актера. Как вообще снимался этот момент? Это повторяли каскадеры или вы сами?

— Актеры обучаются сценическому бою — многие драки в сериале репетировали заранее. Есть какие-то вещи, например удар по лицу — как он будет происходить, уже решается на площадке. У нас есть постановщик трюков, который репетирует и следит, чтобы все было безопасно для всех участников. Камера ставится определенным образом, чтобы удар выглядел реалистичным. Можно промахнуться, можно, например, перестать контролировать ситуацию и реально поранить своего партнера. Но такое случается не часто, потому что все-таки это контролируемые процессы.

Каково было работать с таким актером, как Бондарчук? Сразу нашли общий язык?

— Да, он же играл профессора и организатора этого эксперимента. Естественно, мы пересекались. У меня не было никаких ожиданий, потому что человек так же приходил работать, как и мы. Было любопытно посмотреть, как он существует на площадке, хотелось, может быть, чему-то у него поучиться.

Следующая твоя роль должна быть в не менее сложном проекте «Монохром», где ты играешь главную роль, — правда, мы не знаем, когда он выйдет. Можешь ли ты рассказать подробнее о нём?

— Да, я тоже не знаю, когда он выходит, — «Монохром» сейчас на этапе постпродакшена. Мы закончили его снимать только осенью. Это очень важный для меня проект, и я тоже жду каких-нибудь вестей! Он рассказывает про журналистку Клаудию, разочаровавшуюся в профессии, в мире, который она видит буквально черно-белым, потому что она получила травму, нарушившую ее цветовосприятие. К ней приезжает следователь из Москвы и говорит, что в Петербурге орудует серийный маньяк, но дело заводить не хотят, потому что у всех будут проблемы — они его упустили. И моя героиня начинает расследование вместе с полицейским: это вскрывает множество аспектов и внутри этой героини.

В «Девочке со спичками» не так много взаимодействия со зрителями, фокус внимания направлен на работу с детьми, играющими в нашем спектакле. Если взять спектакль «Вернувшиеся», в котором я тоже играю, он показался мне удивительным опытом, после которого в театре мне будет играть достаточно сложно. Театр в привычном понимании совсем другой. Здесь у меня нет возможности лукавить, прятаться за что-то. Хотя нет, есть – но это уже мои хитрости. А тут постоянная энергия, и я могу включить зрителя в свой мир: я смотрю в его душу или самобытно существую безотносительно его самого. Это важная часть моего творческого самоощущения.В «Девочке со спичками» не так много взаимодействия со зрителями, фокус внимания направлен на работу с детьми, играющими в нашем спектакле. Если взять спектакль «Вернувшиеся», в котором я тоже играю, он показался мне удивительным опытом, после которого в театре мне будет играть достаточно сложно. Театр в привычном понимании совсем другой. Здесь у меня нет возможности лукавить, прятаться за что-то. Хотя нет, есть – но это уже мои хитрости. А тут постоянная энергия, и я могу включить зрителя в свой мир: я смотрю в его душу или самобытно существую безотносительно его самого. Это важная часть моего творческого самоощущения.

Тяжело ли работать в психологически сложных драмах? Нет дурного послевкусия?

— Есть, даже если брать «Калимбу»: как бы ни было весело на площадке, после смен я садилась около Невы и смотрела на воду, чтобы оставить позади опыт того дня. Подобные медитации соединяют меня с моей жизнью. Если у меня плотные съемки, очень сложно почувствовать эту грань, потому что, как бы я ни готовилась, какие бы я ритуалы ни проводила, мозг все равно думает, что те вещи, которые я играю, те эмоции, которые я испытываю, они реальные. Они принадлежат персонажу, другому человеку, но их испытываю я, моя психика. Сначала была «Калимба», потом «Монохром». Это тяжелые проекты, после которых я даже немного выпала из жизни. Мне понадобился отпуск от работы, чтобы как минимум почувствовать себя собой снова.

Сейчас в киноиндустрии прослеживается тенденция на психологические триллеры или драмы. С чем, по твоему мнению, это связано? Публика просто хочет пощекотать себе нервы или это более глубокий запрос?

— Мне кажется, я некомпетентна отвечать на эти вопросы, потому что этим занимаются исследовательские группы в продакшенах. Люблю ли я подобное смотреть? Я как зритель редко включу такое. В реальной жизни происходит много триллера, скажем так, и не хочется тратить свой внутренний ресурс еще и на просмотр подобных вещей. Хочется, наоборот, наполняться светом, не щекотать себе нервы, а их стабилизировать. Но если проект действительно крутой, невероятный сценарий, операторская и режиссерские работы, артисты, которых я люблю и которыми я вдохновляюсь, я естественно посмотрю эту картину. Но подобный жанр никогда не будет для меня номером один для бытового ежедневного просмотра. Если же речь о французском кино или фильме о любви, то да, конечно! Роман Михайлов снял фильм «Надо снимать фильмы о любви», который я посмотрела накануне. Мне кажется, этот проект идеально отражает и говорит о моих ощущениях.

Автор фото: temerina

В «Калимба» тебе вновь возвращают твой родной цвет и длину волос. Не заскучала по прошлой стрижке?

— В образе Наташи я чувствую себя бывалой наркоманкой и не очень добрым человеком, поэтому через эту призму я даже и не думала, что хочу обратно вернуться в свой цвет волос и длину. У меня сейчас есть ощущение, что я соединилась со своим нутром, и тем более короткая длина позволяет мне легче работать, потому что эту прическу не придется прятать. Все стало значительно проще, за исключением ежедневных укладок.

Автор фото: социальные сети

«Девочка со спичками» — новое иммерсивное шоу в вашем репертуаре. Каково это — играть на сцене, взаимодействуя со зрителем?

Оно не совсем новое, оно даже временно приостановлено. И нет как таковой сцены, это четырехэтажный особняк, в котором единовременно происходит действие. И мы не аниматоры, это не квест, тут если и есть взаимодействие, то совсем иное. Внезапный взгляд, соприкосновение, сцена один на один. Мы, артисты и зрители, со-существуем, находимся в очень плотной связке. Наверное, мне будет непривычно работать в театре в его привычном понимании, когда есть сцена, зал, звонки. Мне кажется, в «Девочке» и в «Вернувшихся» у меня есть больше выбора: втягивать зрителя или существовать отдельно. Я буду скучать по этому. Но я бы с радостью поучаствовала в театральной постановке.

Ты играешь старшую няньку — правила, требования, ровная спина. Есть ли у тебя в жизни какие-нибудь требования к самой себе?

— О да, я учусь с этим бороться или даже, наоборот, принять эту свою часть. Когда я была в Нью-Йорке, я пошла в кафе, и мне надо было позвать официантов, чтобы попросить счет, — они как раз проходили мимо. Я гуглила, как правильно подзывать их, и, конечно же, таких статей нигде не было. Я очень надеялась, что кто-то мне подскажет, что есть какие-то правила. Для меня мир становится понятным, когда он существует по каким-то законам, а он, наоборот, не хочет существовать по определенным канонам. Мне необходимо найти баланс, поэтому я свою старшую няньку очень сильно понимаю, ее требования мне знакомы. У неё есть дочь, от которой она требует их соблюдения. Я хочу быть более свободной, я на пути к этому. Моя героиня, к сожалению, нет — система ее полностью поработила.

Вы говорили про небольшую паузу в театре.

— Я имела в виду спектакли. Как будто хочется и в особняке что-то новое создать, попытаться что-нибудь поискать — взять творческую паузу. Поэтому это не мое решение прекратить играть. Я бы играла и играла, мне очень нравится это.

В своем телеграм-канале ты писала о том, что у тебя плохая память на людей и ты вела табличку со своими знакомствами. Как сейчас обстоят дела? Нашла решение?

— У меня на днях была ситуация, когда я пришла на мероприятие безумно уставшая — в такие моменты у меня теряется фокус. Я крепко держусь за друзей, которых я знаю давно, но бывают случаи, что, если ко мне кто-то подойдет, я могу даже потом не вспомнить человека. Ко мне подошли два человека, с одним мы обсуждали кое-что важное, а другой мне подарил подарок, но я их перепутала… Мне было очень неловко перед каждым из них, когда я поняла, что это разные люди. Я честно говорю, что у меня есть такая проблема. Никто серьезно это не воспринимает, думает, что я просто такая, ах, не буду никого запоминать. Но нет, это реальная трудность, с которой я пытаюсь как-то справиться. Мне уже лень вести табличку, там уже и так слишком много людей, я всех так не запомню. Но я надеюсь на понимание.

В канале ты так же задаешь вопрос аудитории о том, что из последнего они смотрели в кинотеатре. А ты сама предпочитаешь смотреть фильмы в кино или дома?

— Я не понимаю, как люди смотрят что-то дома и не теряют концентрацию. Когда я прихожу в кинотеатр — это же целый акт, это ритуал. Я определенно точно люблю смотреть фильмы в кино, я часто хожу туда одна. Но это делать прикольнее в компании, потому что потом можно сразу обсудить и свериться, кто как увидел, кто что понял, как у кого откликнулось.

В сетях ты делилась тем, что планируешь делать что-то новое каждый месяц. В апреле ты лепила скульптуры, что по планам в мае?

— В планах на май у меня Стамбул, в котором я не была. Обычно я пишу список, что мне хочется делать, и потом в течение месяца смотрю, что из этого я могу выполнить. Определенно точно из больших вещей — путешествие, чтобы увидеться с частью своей семьи. У нас будет такой реюнион — мама, я и мой младший брат.

Ты приняла участие в комедийном триллере «Группировка Нежить», о котором мало что известно в интернете. Расскажи о нем поподробнее: каково играть с Лапенко — он такой же веселый на площадке, как и в сетях?

— «Группировка Нежить» — это студенческий дипломный проект. Режиссером выступил Марк Нуриев, а оператором — Анна Солдатова. Студенты решили подойти к этому масштабно, они нашли финансирование и продюсеров. Мы сняли пилотную серию про осветителя, который превратился в вампира. Нас позвали в этот проект, и мы все радостно согласились поучаствовать. Мне кажется, студенческие работы – это особое озорство и радость, потому что они менее ответственные. Но ребята к этому подошли настолько серьезно, что серьезно пришлось ко всему подойти и нам. Работать с Антоном Лапенко было круто, он такой же, каким кажется. Я была поражена, насколько он много импровизирует, какой он в этом плане подвижный. Он все время что-то придумывает! И еще он очень простой и легкий в общении. У меня было всего три смены, и мы не особо пересекались, но это было удовольствие!

Автор фото: социальные сети

В «Контейнере» ты играла дочку чиновника, у которой было все, кроме любви. А чего было больше в твоей семье, когда ты росла, – достатка или доверительных отношений с родителями?

— Моя семья сильно отличалась от семьи Евы, потому что у меня мама не в психбольнице, папа ее туда не затащил, и нет всех этих драм сериальных. Сложно говорить, как оно было в детстве и подростковом возрасте, потому что там были другие нюансы. Сейчас я могу сказать, что, когда я выбрала путь актрисы, для меня семья стала колоссальной поддержкой. Я знаю всегда, что я могу к ним обратиться. Или родители в разводе — у папы есть своя семья, но его семья — это моя семья, я знаю, что я всегда могу к нему приехать и ощутить себя дома. Я как раз недавно приехала к нему, это было потрясающее чувство. То же самое касается мамы — это моя поддержка и опора. Возможно, мы не на связи 24/7, но я знаю, что она всегда рядом со мной. Я уже как взрослый человек рядом для своих родителей, если я буду нужна. И это очень ценно.

Как сложилась работа на площадке с известным актером Филиппом Янковским?

— Это потрясающая актерская семья. Я нервничала, когда шла на площадку, и понимала, что Филипп Олегович играет моего отца. Точнее, я играю его дочь — факт, что у нас будут пересечения по сценарию. Это был мой первый опыт. Он очень крутой партнер, и у него есть чему научиться, что перенять. «Контейнер» стал для меня учебной площадкой, потому что я училась учить текст, паузу выдерживать, запоминать, что делаю, училась распределяться. Филипп Олегович мне подсказывал. И это было здорово — это было не так страшно, как мне казалось, потому что люди приходят на площадку работать и у нас одна цель — создать хороший качественный продукт. Я старалась быть хорошим партнером, и, наверное, это сглаживало углы, если они вдруг были.

Можешь ли ты поделиться проектами, над которыми ты сейчас работаешь? Возможно, есть какие-то конкретные предложения?

— В мае у меня начинаются съемки в проекте, но я пока не знаю, можем ли мы о нем говорить, - просто не понятно, когда будет анонс. Могу сказать, что я такого ещё не делала. Понятно, что все мои девчонки — бунтарки, классные характерные героини. Но такого взрослого человека я еще не играла. Это любопытно! Я только недавно стала ходить на пробы, потому что как раз восстанавливалась. Мне интересно, как дальше все будет развиваться, какие истории, режиссеры. Выбираю не только я, но и меня: как меня сейчас увидят, где мы совпадем — это все очень увлекательно.

Как бы ты назвала книгу о своей жизни?

— О боже, вот это вдруг! Первое, что мне пришло в голову — «любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Просто мы с друзьями недавно обсуждали, что самое любимое слово, которое я очень часто использую, — это «любопытно». И для меня все любопытно, и мне все любопытно. Пусть будет «Любопытно»!

Автор фото: социальные сети