Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

Вторая «Дюна»: визуальный шедевр, который нужно смотреть только в кино

Рецензируем картину, рискующую войти в историю мирового кинематографа, но не запомниться.

Много ли вы видели франшиз, где каждая последующая часть превосходит оригинал? Мы вот нет, но теперь наш список пополнился. В российский прокат вышла долгожданная картина Дени Вильнева «Дюна: Часть вторая» — эпический блокбастер с Тимоти Шаламе, Зендеей, Оскаром Айзеком и множеством других известных актеров, снятый по книгам писателя-фантаста Фрэнка Герберта. После не самой удачной экранизации Дэвида Линча 1984 года считалось, что вселенную «Дюны» очень сложно достойно показать в кино. Но Вильнев перевернул не только представление о дюновском мире, но и о возможностях современного кинематографа.

Фото: Кинопоиск

Режиссер картины начал свою карьеру с малобюджетных артхаусных фильмов («Водоворотс») и постепенно перешел к съемкам масштабных блокбастеров: «Прибытия» с Эми Адамс в главной роли и «Бегущего по лезвию 2049» с Райаном Гослингом. Стиль режиссера сравнивают с творчеством Кристофера Нолана, потому что у каждого его проекта есть своя уникальная философия, характерный почерк и грандиозный размах.

По сюжету первой «Дюны» один из трех Великих домов Империи — Атрейдесы с планеты Каладан (после дома Харконненов) получают власть над Арракисом — планетой, на которой производится невероятно ценный ресурс «специя». Во главе Атрейдесов стоит Лето (Оскар Айзек) и его сын Пол (Тимоти Шаламе). Харконнены истощили Арракис и его население тиранией, а справедливые Атрейдесы обещали превратить Дюну в место, где все будут равны. Могущество дома последних стало причиной сговора врагов с Императором, который испугался, что потеряет власть. Заговорщики уничтожают всех Атрейдесов: спасаются лишь Пол и его мать.

Автор фото: Кинопоиск

Тайный орден женщин, обладающих телепатическими способностями — секретная сила, определяющая будущее всех планеты. К этому ордену принадлежит и мать наследника Атрейдесов — леди Джессика (Ребекка Фергюсон). Их главная цель в том, чтобы вырастить и обучить Квисац Хадераха — идеального мужчину, обладающего памятью всех предков и способностью предсказывать будущее (правда, все это может грозить для него смертью).

Фото: Кинопоиск

Эпичное продолжение киносаги франко-канадского режиссера стартует с того же места, где закончилась первая часть. Пол и Джессика скрываются в пустыне Арракиса вместе с фрименами (коренным населением планеты). Юноша учится выживать в суровых условиях и постигает традиции местных жителей — причем так органично, как будто он рожден на Арракисе. В народе появляются слухи, что Пол — Лисан аль-Гаиб, то есть пророк из другого мира. Он может стать лидером масштабного восстания.

Широта и стремительность, свойственные эпосу, ослабили первую часть с точки зрения сценарной структуры, несмотря даже на легендарную эстетическую составляющую. Как только Атрейдесы прилетели на Арракис, их сразу же предали, при этом финал оказался абсолютно неэмоциональным: как будто во время просмотра отключили свет и вы прервались на середине — зрители остались недовольны послевкусием недосказанности. Почти весь хронометраж первого фильма ушел на экспозицию и бессодержательные диалоги. Но продолжение избавилось от большинства недочетов. Это тот редкий случай, когда вторая часть не просто наравне с первой, а даже претендует на первенство.

Все сюжетные линии были объединены в историю об освобождении Арракиса и возвышении Пола Атрейдеса. Прежде роман Герберта пытались экранизировать Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч. На сверхамбициозный проект Ходоровски у Голливуда не хватило ресурсов. Более скромное прочтение Линча пусть и увидело свет, но было признано неудачным и далеким по духу от первоисточника. С тех пор существовало суеверие, что экранизировать «Дюну» — затея гиблая. Во-первых, это слишком объемный и монументальный текст, чтобы уместить его в несколько часов хронометража. Во-вторых, обилие его микротем крайне тяжело выразить языком кино. Но несколько лет назад Вильневу удалось сделать невозможное: его «Дюна» порадовала и кинокритиков, и поклонников Герберта, и просто случайных людей, пришедших в кинотеатр за хлебом и зрелищами.

Картина не церемонится с чувствами зрителей — тут кто угодно может погибнуть в любой момент. Даже если вы читали книгу и уже знаете, кому суждено пережить битву за Арракис, а кому нет, у вас не получится избавиться от ощущения постоянной близости героев к смерти. Чего стоит хотя бы культовая сцена «оседлания» Полом песчаного червя. В сопровождении тревожного и монументального саундтрека картины, созданного усилиями легендарного Ханса Циммера, она по-настоящему способна выбить почву из-под кресел в кинотеатре.

Ну а нуар ночных кадров — отдельная история. Вот Пол и Чайни на закате целуются на фоне пустыни, и мы понимаем, что эта сцена — фактически их женитьба. Обмен водой у фрименов — совершенно сакральное таинство, поэтому поцелуй несет непривычный для нас смысл. При этом сцена абсолютно не обременена лишним пафосом — все происходит быстро, понятно и естественно, как на кухне в 2024-м, а не на Арракисе в 10 191-м. Тем неожиданнее становится предательство Пола по отношению к Чайни — пусть продиктованное политическими мотивами, но все же предающее их практически священную любовь.

Фото: Кинопоиск

Для «Звездных войн» когда-то был придуман целый язык, то же самое сделали и здесь. Но во второй части с этим сильно переборщили: буквально на протяжении всего фильма приходилось читать субтитры, некоторые из которых зачастую сливались с фоном — поэтому примерно половина текста остается непонятой. О смысле происходящего приходится догадываться исключительно интуитивно, хотя это и не сильно сложно, будем честны. Глубоких диалогов в этом фильме вы не встретите, но интригующих сюжетных завязок при этом не счесть. «Дюна» — это про политику и религию как ее инструмент: что вы об этом не знаете?

И темп, и настроение второй части изменились — экшена стало больше, а в диалогах появился неожиданный юмор (даже фемповестку отработали по полной). Если первую «Дюну» многие ругали за нарочитую нерасторопность, то сиквел с первой сцены компенсирует все сумасшедшей динамикой, он больше приближен к обывателю. Здесь не нужно досконально помнить предыдущий фильм или углубляться в книги, потому что персонажи проговаривают свою мотивацию и вспоминают прошлое на каждом отрезке. Даже вступительная сцена пересказывает события первой ленты — в ней принцесса Ирулан (Флоренс Пью) записывает в дневник историю о падении Дома Атрейдесов.

Фото: Кинопоиск

Вторая часть «Дюны», так же как и первая, прерывается «на самом интересном месте». Что будет дальше, предугадать невозможно, но совершенно точно картина продлится еще не на одну экранизацию. По сути после финальной сцены создается эффект сериала — разница лишь в том, что новый эпизод выйдет не на следующей неделе, а через два года (в лучшем случае).

Вторая «Дюна» — однозначно визуальный шедевр. Даже не беря во внимание сюжетную линию, сложно оторваться от каждого последующего кадра. Пустыня, освещение и даже костюмы героев говорят со зрителем на совершенно новом, не известном до этого языке. Возможно, акцент на безупречном визуале сделал «Дюну» потрясающей, даже легендарной, но все же не запоминающейся. Да, сюжет обрывается, казалось бы, на кульминации: но выходя из зала ты уже не помнишь эту интригу.