личный архив Владимира Щербакова

Автор фото: личный архив Владимира Щербакова

Автор материала: Михаил Стеняшин

Владимир Щербаков: «С моим лицом роль принца мне не светит»

Пообщались с актером театра и кино о том, как изменилась индустрия и почему Берия — не антигерой.

Многие знают Владимира Щербакова по его легендарной роли Лаврентия Берии. На данный момент на его счету 25 фильмов, где он предстает в этом амплуа. В коллекции актера немало кинопроектов, но театр и характерные герои из русской классики ему ближе: например, Фамусов в «Горе от ума», Федор Карамазов в «Братьях Карамазовых», Яичница в «Женитьбе». Владимир окончил Казанское театральное училище и провел свои студенческие годы именно здесь, у нас. В эксклюзивном интервью для GALA Владимир Щербаков рассказал о роли в криминальной комедии «Дино» (от создателей «Мир! Дружба! Жвачка!» и «Батя»), которая выйдет на ТНТ уже 30 сентября, об опыте игры Лаврентия Берии и о тенденциях современного театра.

- Вы из Ульяновской области. Ваша карьера очень тесно связана с театром, а как начиналась работа в кино? Как вы попали в свой первый проект?

- Карьера началась с «Мосфильма», в 92-м году. Меня пригласил на пробы ассистент режиссера Владимир Яковлевич Мотыль. Я приехал, познакомился с мэтром, и он утвердил меня на небольшую роль студента-гидролога. Хотя это и была эпизодическая роль, я все равно был на седьмом небе от счастья. Фильм получил название «Несут меня кони». Я посмотрел финальный результат и… не увидел себя там! Лишь потом приметил на общем плане, издалека, где-то там какой-то неузнаваемый человечек что-то делает.

Я, естественно, из фильмографии его удалил, потому что меня там не было даже в титрах. В начале карьеры таких случаев было несколько. К примеру, фильм «Динамит» Андрея Малюкова отснялся, но так и не вышел. Так же получилось с «Долгим прощанием» Сергея Урсуляка – сели смотреть с семьей фильм, а сцены с моим участием не оказалось. Потом уже были «Дальнобойщики», и вот с них начинается моя фильмография.

Автор фото: Театр.ру

- Легко ли вы это пережили? Или это частое явление в киноиндустрии, к которому вы были к готовы?

- Ну, гонорар-то я получил (смеется). Ну а что теперь? Небольшая печаль. Думаю, что у любого актера есть целое кладбище таких работ – у кого-то больше, у кого-то меньше.

- Я слышал историю о том, как вы ещё в школе записались в драмстудию и решили стать артистом. А были ли когда-нибудь мысли о другой карьере?

- В детстве, естественно, были мысли о других профессиях. Я родился и жил в селе Тетюшское в Ульяновской области. Мы с друзьями участвовали в уборке урожая, на элеваторе помогали, бегали по полю к комбайнерам. Наверное, именно поэтому в определенный момент было желание стать комбайнёром, давать родине хлеба. Потом я хотел быть таксистом. В более взрослом возрасте, когда уже начал заниматься актерской профессией, понял, что, наверное, был бы неплохим адвокатом. Я могу понять мотивацию любых поступков, разобрать и «препарировать» их. Отчасти это пригодилось в профессии актера.

- На вашу фактуру очень удачно бы легла роль адвоката!

- Да, я снимался, кстати, в сериале «Адвокат». Что касается драмстудии, то я попал туда случайно. В восьмом классе у меня появилась одна тройка в четверти по химии. Учительница отправила меня дополнительно заниматься, посоветовала пойти во дворец пионеров, в химический кружок. Мы с приятелем отправились туда, но внимание привлекло объявление о драмстудии «Орленок», куда мы незамедлительно и пошли.

- Получается, уроки химии помогли вам стать актером?

- В общем-то, да!

- Как вы считаете, театр сегодня не теряет популярность?

- Театр — это живой организм. Он, конечно же, претерпевает изменения: меняется ритм жизни, меняются драматурги. Интерес к нему может стихнуть, а потом с новой силой возродиться. Хороший театр всегда будет актуален, потому что где еще, как не в театре, можно в доверительной атмосфере сверить свои взгляды на жизнь с поступками персонажей спектакля, а в чем-то, может, и поправить свои суждения. Театр всегда вызывает интерес, потому что это живое общение. И, конечно, театр процветает во главе с талантливым режиссером.

- А если говорить о кино, как за последние 20 лет изменилась киноиндустрия?

- Я думаю, что в лучшую сторону изменилось то, что сократилось расстояние между актером и режиссером. Сейчас благодаря компьютеру, интернету сократилось время между получением сценария и началом съемок. Если раньше нужно было приезжать на «Мосфильм», договариваться с актерским отделом, разносить свои фотографии (на которых на обратной стороне ты пишешь свои Ф.И.О., контакты, где снялся, где работаешь), а потом сидеть дома и ждать, когда тебе позвонят или не позвонят, теперь все это делается онлайн. Ты можешь сегодня сидеть и ничего не планировать, а завтра уже работать: один звонок, получение сценария на электронную почту, и ты уже начинаешь учить текст. Тут же могут прислать билет на самолет.

Еще раньше все снимали на пленку, сейчас все в цифре. Это также упрощает процесс, но в то же время и выхолащивает: производство самого фильма предполагает меньше творчества. В целом процесс остался тот же, но вот время его сократилось значительно, это и есть главное изменение.

- Какой один главный совет вы можете дать молодому начинающему актеру?

- Если один главный, то вера в себя. Но кроме этого, естественно, необходим счастливый случай и встреча со своим режиссером. Профессия актера зависимая: должны подойти и режиссер, и продюсер, и драматургия, которая предлагается в сценарии.

- Как у вас получается совмещать работу во время театрального сезона и проекты в кино?

- Как и у всех — с трудом. Чем больше работы в театре, тем сложнее найти время для съёмок в кино. У меня был случай: агент запросила мою занятость на февраль. Я посмотрел расписание, переписал всё и отправил. Она удивилась и уточнила, уж не играю ли я и женские роли тоже — на 28 дней у меня было запланировано 22 спектакля.

Театр для меня в приоритете, и от кино, к сожалению, иногда приходится отказываться. Был ещё случай с фильмом «Зулейха открывает глаза». Меня утвердили за три месяца до съемок, во время моего отпуска. Съёмки должны были пройти в Казани, в моей родной альма-матер, и я с радостью ждал. У меня было запланировано четыре съёмочных дня, три из которых совпадали с выходными в театре, но четвертый день был проблемой: в театре мы выпускали спектакль «Один день Ивана Денисовича», и нужно было всё подготовить к премьере. Режиссёр театра запретил всем отлучаться. Теоретически я мог бы уехать на один день в Татарстан, сняться и вернуться на следующее утро в Москву. Но дисциплина взяла верх, и я не смог сняться в этом фильме.

- Как относитесь к тому, что вас так часто приглашали на роль Берии?

- Спокойно, я уже свыкся с этим, такая у меня судьба! В 2001 году, когда меня пригласили на пробы «Смерти Таирова» на роль Берии, я был шокирован. Для меня этот персонаж был кровавым монстром, который всех расстреливал, занимался репрессиями. Такое впечатление сложилось благодаря работе историков хрущевской поры. Потом был проект «Звезда эпохи». Режиссер, Юрий Викторович Кара, просил меня поправиться для роли. Тогда я весил 73 килограмма, был спортивным и подтянутым. Уже через месяц я набрал 12 кило. Но вес распределился равномерно, а режиссеру нужно было, чтобы у меня появился характерный подзобок.

В итоге я отснялся, поступил еще звонок, снова пригласили на роль Берии. Я думаю: «Ладно, сыграю еще раз и возьму паузу». И так случилось уже 25 раз (смеется)! Сейчас уже долгое время ношу на себе около 20 килограмм роли.

- Как вы вообще готовитесь к роли Берии? Меняете ли вы что-то в игре от проекта к проекту?

- Образ Лаврентия Павловича Берии формировался по мере того, как рассекречивались и «оттаивали» материалы о его деятельности. Трудно найти более оболганную фигуру такого исторического масштаба, как Берия. В процессе подготовки к роли мне приходилось не только изучать факты, но и развеивать многие мифы и слухи, чтобы лучше понять его личность.

Со временем для меня Берия перестал быть отрицательным персонажем, я начал видеть в нём человека. Захотелось показать его именно как человека, а не карикатурного злодея. Лаврентий Павлович сделал для страны очень многое, зачастую невозможное. Самое важное — это его роль в атомном проекте, который он возглавил по настоянию Сталина. Речь о создании атомной бомбы РДС-1.

Под его руководством были созданы градообразующие предприятия и запущены важные процессы. Например, в 1944 году, когда ему поручили атомный проект, в стране еще не добывался уран, не говоря уже о его обогащении. Первый обогащённый уран привезли из Канады от четы Кюри на военном борту на аэродром Чкаловский (сейчас Жуковский). Один из пилотов в своих воспоминаниях рассказывал, как к самолёту подъехала машина и саркофаг с колбой перекочевал из рук адъютанта за занавеску задней дверцы автомобиля. На вопрос пилота: «Кто это?» — адъютант ответил: «Берия». Мне кажется, этот момент и можно считать началом атомной эпохи в СССР.

Благодаря Берии были созданы два института. Предполагалось, что один из них возглавит Петр Капица, а другой — Игорь Курчатов. Однако Капица, будучи всемирно известным учёным и пацифистом, отказался работать над созданием атомной бомбы. Он написал письмо Сталину, в котором сравнил работу под руководством Берии с игрой музыканта оркестра, дирижёр которого не знает партитуры. И Берия не стал наказывать Капицу за отказ. Несмотря на это, за четыре года была создана первая советская атомная бомба, которую успешно испытали. Это был огромный шаг вперед для страны, который предопределил геополитику всего мира как минимум на 50 лет.

Хотелось бы снять правдивый фильм о Берии, основанный на фактах, а не на домыслах и наветах. Этот человек заслуживает, чтобы его помнили как одну из ключевых фигур XX века, несмотря на все мифы, которые вокруг него создали.

- Не хотели бы вы в таком случае когда-нибудь выступить в роли режиссера?

- Режиссура — это совершенно другая профессия. Все, кто учился в театральных институтах, пробовали себя как режиссёры в самостоятельных работах, когда берётся отрывок из пьесы, разбирается, репетируется и предъявляется на суд педагогов. Но услышать пульс времени, угадать, нащупать злободневную тему и ошеломить ею зрителя может только режиссёр, остро чувствующий жизнь. Хотя, безусловно, есть актёры, которые успешно реализовали себя как режиссёры. Например, Сергей Бондарчук, Василий Шукшин, Никита Михалков, Ролан Быков, Сергей Никоненко, Николай Губенко и другие. Я всё-таки больше исполнитель. Мне нравится репетировать, искать и находить в себе новые грани характера, предлагаемые автором. Что касается Берии, то мне хочется, чтобы нашелся продюсер-режиссер, который снял бы максимально честный фильм об этой грандиозной исторической личности. А я бы мог посодействовать в реализации образа Лаврентия Павловича.

Автор фото: Театр.ру

Автор фото: Театр.ру

- Кого вы сами больше всего любите играть? Есть ли у вас роль мечты?

- Мне интересны харАктерные роли — чем дальше от моего собственного характера, тем лучше. Существует распространенное пожелание для актёров: идите в роли от себя, но как можно дальше! Есть актеры, которые мечтают о какой-то конкретной роли. Я же, как и один из моих персонажей в «Красавце-мужчине», считаю, что моё от меня не уйдёт. Я больше доверяю режиссерскому взгляду. Именно режиссер должен увидеть, в какой роли я смогу прозвучать наиболее убедительно. А что касается жанров, то мне нравятся классические пьесы — драмы, комедии, водевили, из текущих работ, пожалуй, самая любимая — это роль Фёдора Павловича Карамазова из трилогии «Братья Карамазовы». Это, конечно, еще тот персонаж! Наверное, сложно найти более отвратительного человека в русской литературе. А примерить на себя шкуру гарцующего юродивого-сладострастника, бросающего вызов Богу и растоптавшего в себе все человеческое, и интересно, и страшно. Но такие антигерои нужны, чтобы на их фоне ярче высветились человеческие благодетели. Режиссер Геннадий Шапошников как-то сказал мне на репетиции: «Володя, нужно, чтобы после гибели Фёдора Павловича у всех зрителей было облегчение от избавления всего самого мерзкого и гадкого в себе». Это и есть моя сверхзадача в этих спектаклях. Я прекрасно понимаю, что с моим лицом роль принца мне не светит (смеется). Поэтому я всегда трезво оцениваю свои возможности и благодарен всем режиссерам, с которыми мне посчастливилось работать — как в театре, так и в кино. Они смогли разглядеть во мне то, что им нужно.

- Совсем недавно анонсировали криминальную комедию «Дино» с вашим участием. Расскажите немного о проекте. Как вы в него попали и кого играете?

- Проект довольно большой, но роль у меня небольшая. Я играю директора завода пиротехники, который в лихие 90-е отжимал предприятия и другую недвижимость у людей. Но теперь настал его час, и к нему пришли с той же целью — отнять завод. Довольно актуальная на сегодняшний день ситуация. Я сам с нетерпением жду премьеру, потому что, естественно, не видел всего сценария.

Попал я в проект стандартным способом: агент прислал материал для самопроб. На тот момент я был в отпуске, поставил смартфон на штатив, включил камеру и записал ролик. Жена помогала, бросая мне реплики из-за кадра (благо она у меня тоже актриса «Театра на Покровке» — Татьяна Швыдкова). Отснятое отправил агенту и вскоре получил приглашение на съёмки.

- Очень интересно всегда узнавать, как проходят такие внутренние моменты.

- Да, это отдельный вид искусства — борьба с ленью, зубрёжка текста, выбор ракурса, дубли… В общем, во всём есть свои прелести. Приятно, когда старания вознаграждаются съёмками… Ведь бывает и иначе.

- Что можно сделать для того, чтобы популяризировать театр среди молодежи?

- Ставить честные и хорошие спектакли. Помню свои первые ощущения, от спектаклей Арцибашева. Эта атмосфера очарования театром, момент, когда ты с первыми звуками, с первым лучом света становишься соучастником происходящего. Человек любого возраста может и должен быть покорён настоящим театром, в котором живёт искренность и трепетность действа, где нет пошлости и сальных шуток. Зрителям не хватает доверительного общения, умных и искренних разговоров о душевных переживаниях. Надо сказать, что зритель нашего театра как раз был воспитан и «избалован» хорошим вкусом Мастера. У нас камерный зал, всего 80 мест, и поэтому все актёры существуют в режиме «крупного плана», тут соврать нельзя, не получится, нужно действовать убедительно, только здесь и сейчас.

- Если не секрет, то как долго собираетесь оставаться в профессии?

- Есть прекрасная фраза из известного анекдота: «Чтобы я ушел из авиации? Никогда!» Думаю, счастье профессии актера в том, что и в кино, и в театре ты можешь быть востребован пожизненно. Можно проследить судьбу многих актеров, которые ушли из театра одновременно с уходом из жизни, профессия позволяет. Например, Евгений Павлович Леонов, Евгений Александрович Евстигнеев, Михаил Александрович Ульянов, Армен Борисович Джигарханян.

- На кого вы равнялись, когда только начинали карьеру?

- Конечно, у меня это советские актёры кино и театра, с которыми я был и не был знаком. Хочется также успешно и искренне удивлять и радовать. Я частично уже упомянул мэтров, но еще, конечно, это Василий Шукшин, Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов, Александр Абдулов. Владимир Высоцкий. Я учился у Юноны Ильиничны Каревой, которая была лично знакома с Владимиром Семёновичем.

Она очень много рассказывала о нем, Высоцкий даже бывал у нее в Казани, в намоленной студентами квартире на Театральной, 13−21.

Талантливые и успешные актеры всегда притягивают к себе внимание, и волей-неволей стараешься быть похожим на них. Повторить их невозможно, да и ни к чему, а вот относиться к профессии с такой отдачей можно попробовать.