Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

«Сто лет тому вперед»: советская обложка с американской начинкой

Плюсы и минусы новой «Гостьи из будущего».

В российских кинотеатрах стартовал показ фильма «Сто лет тому вперед» — экранизации приключений Алисы Селезневой из одноименной повести советского писателя-фантаста Кира Булычева. Разбираем, пошло ли картине, снятой режиссером Александром Андрющенко, на пользу осовременивание и стоит ли тратить деньги на ее просмотр в кино (спойлер — еще как).

Автор фото: Кинопоиск

Сюжет переносит нас в Москву 2024 года, в которой одиннадцатиклассник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) написал на доске непотребства несмываемым маркером, за что злая учительница (Виктория Исакова) требует от него остаться после уроков и стереть это дело любыми средствами. В поисках ацетона Коля с другом Фимой (Кирилл Митрофанов) натыкается на загадочный артефакт, способный переносить на 100 лет в будущее и обратно при помощи сильных эмоций. Это производит на Колю настолько мощное впечатление, что он тут же переносится в 2124-й, в ту же самую школу, но в которой летают роботы с голосом Федора Бондарчука, а вместе с обычными школьниками учатся инопланетяне, словно прилетевшие с Пандоры. Тут-то юноша и встречает Алису Селезневу (Дарья Верещагина) — девчонку, мечтающую найти некогда пропавшую мать. С помощью «Космиона» (именно так называется артефакт) ее мечта становится реальнее, однако за машиной времени охотятся и космические головорезы в виде страшного злодея Глота (Юра Борисов) и Весельчака У (Александр Петров), желающие превратить Москву в межгалактическую пиратскую бухту.

«Сто лет тому вперед» — вольная экранизация, вдохновленная творчеством Кира Булычева, главного советского гения фантастики, чье творчество по-прежнему активно исследуется кинематографистами. В 2024-м помимо «Сто лет тому вперед» успел выйти сериал «Очевидное невероятное», двумя годами ранее — приключенческий «Хронос», а в начале десятых был даже анимационный сериал «Алиса знает, что делать!». Также в разработке находится фантастическая «Другая поляна» — полнометражный режиссерский дебют актера Дмитрия Ендальцева. Но, конечно, наиболее известные экранизации творчества Булычева — мультфильм «Тайна третьей планеты» и пятисерийная позднесоветская классика «Гостья из будущего».

Автор фото: Кинопоиск

Для тех, кто устал от бесконечных сиквелов советских фильмов, есть хорошие новости: «Сто лет тому вперед» — не ремейк «Гостьи из будущего». Это даже не экранизация повести Кира Булычева, пусть именно так и написано в титрах. Общего у фильма с произведениями советского прозаика только то, что в настоящем живет московский школьник Коля Герасимов, а в будущем — Алиса Селезнева и космические пираты, которые носятся туда и обратно во времени. В остальном «Сто лет тому вперед» — продукт оригинальный. Не стоит ждать ни эстетики уютной Москвы 1980-х с мороженым по 12 копеек, ни легендарного «миелофон у меня». В меню: рэпчик, молот Тора и никаких ретровайбов.

Автор фото: Кинопоиск

Режиссер ленты Александр Андрющенко, много лет выступавший продюсером на крупных российских проектах, таких как «Притяжение», «Лед» и «Чики», начинал как монтажер еще на «Русалке» Анны Меликян. И если «Притяжение» поражало своими спецэффектами и монтажом, то сейчас таким никого не удивишь, нужны козыри, и «Сто лет тому вперед» вполне может блеснуть парочкой. Первым тузом в рукаве стали прекрасно сыгранные герои. Хочется выделить жирным маркером Весельчака У и Глота (так теперь зовут Крыса). Это больше не знакомая комичная парочка «толстый и тонкий», а два самых ярких персонажа фильма. Никто и ожидать не мог, что фирменное переигрывание Александра Петрова окажется настолько в тему, но его герой — настоящая находка. Весельчак У, несмотря на странные трансформации в виде внезапного героизма, частенько напоминающего при просмотре булгаковского Коровьева, однозначно запомнится зрителю и даже повеселит. Не менее интересен и герой Юры Борисова — влиятельный пиратский предводитель, внешне поразительно похожий на Харконнена из вильневской «Дюны». От него исходит нешуточная опасность, а сам он жутко непредсказуем. Одним словом, над антагонистами создатели явно постарались, и выглядят они достойно. Также хочется похвалить актерские работы Дарьи Верещагиной и Марка Эйдельштейна. И пусть они и уступают по харизме вышеупомянутым, в целом в картине смотрятся довольно органично.

Второе, что хочется похвалить в фильме, — использование различных способов визуального повествования. Режиссер нарушает традиционные рамки, подражая «Дэдпулу», использует стильные горизонтальные панорамы в духе «Олдбоя», играет с контрастными ракурсами и не упускает возможность поразить зрителей, не давая им вдохнуть из-за мощного темпа происходящего. Увлекательный киноаттракцион сделан качественно и на уровне.

Без минусов, конечно, тоже не обошлось. Константин Хабенский в фильме — усталый, почти статичный и выглядит вовсе не как профессор Селезнев, а как  фон для юной Алисы. Играющая роль мамы Алисы, Киры Селезневой, Виктория Исакова и вовсе может посоперничать с Кристен Стюарт за приз самого каменного лица за всю историю кинематографа. В Сети уже ходит много негативных отзывов о фильме. И то ли это связано с передозировкой в детстве Кира Булычева, отчего следует возмущение вольностями в обращении с любимым автором, то ли с попытками взрослых актеров играть детей. Но, включив нового «Онегина», можно смело сказать — эти «школьники» куда реалистичнее той же 40-летней Татьяны.

Автор фото: Кинопоиск

«Сто лет тому вперед» — симпатичное развлекательное кино, которое, пожалуй, хочется видеть в нашем прокате почаще. Да, многие будут недовольны картиной, называя эту интерпретацию повести Булычева танцами на костях. Кто-то вновь скажет, что Петров опять такой Петров, а весь фильм — сплошная большая пародия на «марвеловские» киношки и что мы ничего своего придумать не можем. Но если воспринимать «Сто лет тому вперед» как развлекательный продукт — он определенно удался. Закрыв глаза на клишейных персонажей, циничные заимствования и сюжетную путаницу, можно вполне получить удовольствие от взлетов и падений, пространственно-временных разрывов, вечной одиссеи по фантастическим измерениям и комичных персонажей (отдельно позабавит отсылочка на Чертаново из «Притяжения» в конце). Надеемся, что хорошей, конкурентоспособной, увлекательной семейной фантастики в кинотеатрах станет больше. И мы, как и гласит финальный титр картины с посвящением Киру Булычеву: «Человеку, который верил в будущее», — также верим в прекрасное будущее нашего отечественного кинематографа.