открытые источники

Автор фото: открытые источники

Автор материала: Михаил Стеняшин

Созданные нейросетью сцены и кот в кадре: в Казани снимают фильм про Пушкина

Рассказываем о перспективном проекте от местных киношников.

Этим летом исполнилось 225 лет со дня рождения «нашего всего» Александра Пушкина. В честь этого 2024 год был назван годом легендарного русского поэта. Эта новость затронула почти все сферы культуры, кино — не исключение. В прокат уже вышел «Онегин» Сарика Андреасяна по одноимённому роману Пушкина (что, конечно, сложно назвать подарком — рецензию на эту противоречивую картину читайте здесь). Еще один фильм «Пророк. История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым обещают выпустить этой зимой.

Казанский кинематограф тоже не отстаёт — творческая группа из выпускников КазГИКа ведёт съёмки фильма о путешествии Пушкина в Казань. Картина будет называться «Не напрасно посетил эту сторону: история Пушкина в Казани». Мы поговорили о съемках с продюсером картины и директором Республиканской школы киноискусств Александром Введенским.

Автор фото: личный архив Александра Введенского

Вы упомянули, что режиссер — преподаватель в вашей школе. Расскажите про Андрея Живаго и вашу школу подробнее.

— Андрей Живаго достаточно известен в творческих кругах, в том числе «Татар Мультфильма», как автор сценария и режиссёр-постановщик. Он сотрудничал и со Свердловской киностудией, и со многими другими кинематографистами, с некоторыми кинокомпаниями Сибири.

В этом году появилась наша Республиканская школа киноискусств — мы занимаемся этим проектом уже три года. Даже Рустам Минниханов поддержал создание этого образовательного проекта в ходе встречи в Музее Боратынского. Если вкратце рассказывать о проекте, то он направлен на формирование начального образовательного кластера. Если погружаться в сферу культуры в целом, то система образовательная во многих направлениях здесь трехступенчатая. Возьмите музыкальное искусство: там детская музыкальная школа, музколледж и консерватория. То же самое у художников есть: сначала детская художественная школа, потом, например, училище имени Фешина, на базе которого, кстати, работает школа креативных индустрий. И есть у художников высшие учебные заведения.

В кинематографии и вообще в медиаискусстве соблюдается эта трехэтапная форма обучения. Но в Татарстане не было образовательных организаций именно для детей и подростков. И вот основная задача нашей школы — образование детей. Сюда же можно отнести и функции ресурсного центра, потому что наша школа поддерживает детские телевизионные студии, кинематографические кружки.

Нам хотелось бы расширить функционал как ресурсного центра: мы хотим стать поддержкой, опорной базой, проектным офисом для общеобразовательных организаций. Мы работаем только в Казани, но, по сути, должны охватывать весь Татарстан. Пока мы не можем этого сделать по понятным причинам, административным прежде всего. Поэтому мы будем заниматься поддержкой таких студий на базе общеобразовательных школ. В этом контексте очень перспективно выглядит сейчас Альметьевск, где очень сильно развивается анимационное искусство. У нас в Татарстане вообще есть фестиваль «Милли мультfest» для детско-юношеского анимационного искусства, с которым тоже будем сотрудничать.

Откуда у вас появилась идея проекта?

— Здесь очень важно понимать, что часть нашей команды уже работала над такими проектами. В частности, мы делали документальный фильм к юбилею Фёдора Шаляпина, нашего знаменитого земляка, оперного певца. Поистине великий человек для российской и русской культуры. Был фильм про Толстого, это как раз доклаборатория «ТолстойЛаб». Вячеслав Иванчук был автором, создателем этого проекта. Мы работали именно на эту повестку, на тематику деятелей русской культуры. Поэтому посчитали, что тема нам достаточно близка, тем более в преддверии знаменательной даты. Там много моментов, которые можно раскрыть или интерпретировать с новой точки зрения.

Первое, что вообще бросилось в глаза по креативной задумке, — то, что вы выбрали в роль повествователя кота Баюна. Почему?

— Во-первых, это образ, символ, который был выбран не мной лично, а нашим режиссером. Режиссер проекта и автор сценария — Андрей Живаго, он же еще и преподаватель в нашей школе. Он выбрал такого героя, поскольку кот Баюн является собирательным персонажем. То есть это архетип, нежели прототип, он включает в себя несколько образов: и пушкинских героев (у него был кот ученый, как помните), и фольклорных. В целом кот — это еще и символ, неразрывно связанный с нашим городом, ведь все знают Казанского кота. На стыке этих образов и того факта, что кот — мультикультурный персонаж, был создан кот Баюн.

Автор фото: личный архив Андрея Живаго

Давайте вернемся к фильму о Пушкине. На какие вопросы он будет отвечать?

— Есть официальная точка зрения о целях визита Пушкина в Казань, которой придерживаются большинство исследователей. Но есть определенные расхождения: даже не столько в том, как он здесь жил, а сколько именно в интерпретации целей его поездки. Его исторический маршрут был непростым — Пушкин повторял исторический маршрут Пугачевского бунта. Он был и в Оренбурге, и вообще в Нижегородской области. Из этого вытекает достаточно много материала для дискуссии — какие именно у него были цели. Помимо того что он собирал материалы для «Капитанской дочки», есть версии, что это была не основная причина поездки. И сам Александр Сергеевич говорил, что он приехал в поисках денег. Потом есть данные о том, что поездка была согласована с императором Российской империи. Все это происходило под пристальным надзором, в том числе и Бенкендорфа — главного цензора на тот момент. Раньше ведь нельзя было по стране перемещаться просто так, нужны были дорожные документы — в них-то и была указана официальная версия самим Пушкиным, всё было очень строго. Мы привлекли экспертов самого разного формата и направления: по творчеству Пушкина, по его пребыванию в Казани, по историческому облику Казани в XIX веке. У всех разная информация, и, чтобы прийти к консенсусу, мы и создали эту дискуссию, местами даже противоречивую. Ортодоксальная наука придерживается одного мнения, но в ходе исследований получается нечто иное.

То есть главная задача фильма — ответить на вопрос, почему Пушкин приезжал в Казань?

— Да, основной вектор такой. Просто мы обыгрываем это на современный лад. И в целом у фильма просветительский функционал, мы должны привлечь аудиторию помоложе. То есть включить в это повествование подростков, детей и учащихся школ. И поэтому мы задумались над тем, какой формат повествования выберем для молодой аудитории.

И из этого вытекает, что фильм будет ориентироваться на школьную аудиторию?

— Да, всё так. Мы будем рекомендовать показывать фильм в школах и других учебных заведениях. Но хочется, чтобы он понравился зрителям всех возрастов.

Автор фото: личный архив Александра Введенского

Автор фото: личный архив Александра Введенского

В какой стадии находятся сейчас съёмки?

— Мы сейчас отсняли мнение части экспертов и потихоньку переходим к процессу реконструкции, создания сцен с котом Баюном, с нашим основным сквозным персонажем этого фильма. В ближайшее время будут ставиться именно эти сцены, и еще появятся действующие лица — это сам Пушкин, Карл Фукс и его супруга Александра. Будет много кадров с воссозданными сценами и историческими локациями. Часть из них будет обработана с помощью нейросетей. В этом плане есть инновация. В силу нехватки времени мы набрали темп, и уже сейчас съёмочный процесс идет активнее. За осень мы должны успеть это всё собрать, скомпоновать, смонтировать и отдать в прокат. Рустам Нургалиевич поручил сдать фильм в этом году, потому что именно он юбилейный. Осталось не так много съёмочных работ. Прокат начнется в «ТатарКино».

А как будет выглядеть постпроизводство? Кот Баюн — это анимированный герой?

— Нет, кот Баюн — актёр, это живой человек. Анимация у нас больше связана с инфографикой и с историческим обликом Казани. Поскольку бюджет картины не позволяет воссоздавать в павильонных условиях полную постановку, часть из сцен как раз и будет обработана с помощью нейросети. Я уверен, что наша команда справится. Думаю, получится не так емко, как мы планировали. Основной трудоемкий процесс состоит, конечно, в съемках натуральных. Особенно это касается ведущего. Там действительно могут быть трудности с постановкой.