Сериал «Аутсорс» отправляет в аут всех конкурентов, но делает больно
На Okko вышла одна из главных премьер года с Иваном Янковским в главной роли про тюремных надзирателей на Камчатке в 90-х.
«Аутсорс» окрестили одним из самых ожидаемых сериалов не только зрители, но и критики — на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» он получил соответствующую награду. Понятно, почему так вышло. Главная звезда проекта – Иван Янковский, а любой проект с его участием автоматически получает особый статус. С ним в касте Эльдар Калимулин («Калашников»), Мила Ершова («По щучьему велению») и Данил Стеклов («Мастер и Маргарита»). С последним, кстати, у нас вышло большое интервью в преддверии премьеры. А дирижирует проектом Душан Глигоров, который уже выпустил несколько очень громких сериалов: «Трасса», «Химера» и «Хрустальный». 13 февраля на Okko вышло две первых серии, но сервис любезно предоставил GALA еще два эпизода. Оправдывает ли ожидания «Аутсорс»? Давайте по порядку.
Камчатка, середина 90-х годов, смертная казнь еще применяется. И тут в тюрьме появляется новый надзиратель – Костя (Иван Янковский). Он со своими коллегами организовывает бизнес: за большие деньги продает возможность родственникам жертв убить преступника, которого должны казнить по решению суда. Сюжет основан на повести Дениса Драгунского «Дочь военного пенсионера». Если фамилия показалось знакомой – вам не показалось. Это сын Виктора Драгунского, автора «Денискиных рассказов». В той книге прототипом главного героя была как раз Денис Драгунский. Но мальчик вырос и теперь рассказывает нам истории не про то, как занимался плаваньем или как обменивал машинку на светлячка, а о том, как жестока человеческая природа и что монстры живут в каждом из нас.

После трейлеров и описания «Аутсорса» может появиться ощущение, будто бы весь проект повествует исключительно о тюрьме. Но это не совсем так. Большой пласт сюжета посвящен тяжелой жизни на Камчатке в 90-х. Прежде чем обсуждать, насколько точно показано время, нужно сделать две важные ремарки. Во-первых, конечно же, слова «Аутсорс» тогда на Камчатке не было. А если бы кто-нибудь его произнес, то его бы отправили на костер. Но само явление было, называли его тогда «социалистической кооперацией». Создатели, для удобства зрителя из 2025-го, адаптировали название. Это условность, ее надо просто принять. Согласитесь, «Аутсорс» в названии выглядит и понятнее, и проще, и приятнее, и намного короче, чем «социалистическая кооперация». С таким неймингом сериал не продать, даже если в главных ролях с Янковским будет Борисов, Петров и ДиКаприо. Во-вторых, на момент показанных событий автору рецензии было минус пять лет. Даже если очень постараюсь, то не смогу вспомнить, так все было или нет.
По телевизору звучат новости про Билла Клинтона, президента США тех лет. Одна из героинь читает газету «СПИД-инфо»; есть даже сюжетная линия, которая связана с ВИЧ-эпидемией, бушевавшей в стране в те годы. Разговоры людей пропитаны боязнью приватизации, страхом перед бандитами и грезами выбиться в люди. Ощущение безнадежности, отсутствия денег и глобального обмана буквально сочится из экрана. А какую работу проделал художественный цех, даже боюсь представить: пожелтевшие обои, осыпающаяся штукатурка со стен тюрьмы, интерьеры, техника, одежда. Полное погружение.


Безусловно, главным двигателем сценария является «аутсорс» убийств преступников. Но если сравнивать с недавней «Трассой», где сюжет в большей степени концентрируется на событиях, а персонажи их дополняют, здесь баланс изменен. Намного больше времени уделяется раскрытию героев: каждый из них очень противоречивый и своеобразный. Одновременно душка и гаденыш. Душан Глигоров с Анной Козловой (сценарист и продюсер проекта) идут по сложному драматургическому канату. Один раз оступиться – пропасть, ведь зритель перестает сопереживать герою, ему станет скучно, он просто выключит сериал. Ослабление сюжета заметно, если сравнивать клиффхэнгеры с «Трассой». Там ты хотел сразу же включить следующую серию. Здесь этот эффект не настолько силен.
Диалоги тут на высшем уровне. Они одновременно и жизненные, и круто работают на подтекст и на движение сюжета. Иногда в этих разговорах появляется юмор, который дает возможность немного передохнуть (главное — ставить ударение не на «о») от хтони. Такими «перебивками» работают в том числе и потрясающие пейзажи Камчатки, особенно в золотой час. Неописуемая красота, которая все-таки дает надежду, что в мире есть что-то хорошее. Как минимум природа, которая нас окружает.


К сожалению, в сценарии есть сюжетные условности. Нельзя сказать, что они сильно бросаются в глаза и портят впечатление от просмотра, но некоторые зрители после такого перестают верить этому миру и выключают серию. Сам натыкался на несколько подобных отзывов. Например, момент, когда Саша (Эльдар Калимулин) получает оружие в первой серии. Думаю, что это связано с хронометражем. Желание сделать сериал очень динамичным и концентрированным может навредить тем, что некоторые повороты превращаются в слишком резкие и нереалистичные либо остаются нераскрытыми.
Герои рефлексируют, в сюжете много философии. Кого можно убивать, а кого нельзя? Кому можно убивать, а кому нельзя? Виновата ли жертва в том, что с ней совершили преступление? Всегда приятно, когда после хорошего драматического сериала ты можешь с друзьями или коллегами обсудить не только сюжетный поворот, но и более глубокие, вечные темы.
Душан работает с Батыром Моргачевым (оператор) уже 14 лет. И через экран чувствуется, насколько налажена связь между двумя этими людьми. Кадры идеально дополняют сюжет и создают гнетущую, давящую атмосферу. Съемка через тюремные решетки, дырки (зрачки, которые находятся в двери заключенных) погружают зрителя в мир их заточения. А потом это все меняется на фантастические пейзажи. Особенно выделяются кадры, где на переднем плане маленький город с пятиэтажками, а на заднем — гигантские заснеженные горы. Они как будто дают надежду, показывают что-то прекрасное. Но дальше снова тяжелые диалоги, которые сняты с «неправильной» композицией, усиливающей дискомфорт и напряжение между героями. Часто бывает, когда талантливый оператор делает кино параллельно с режиссером, что кадры фантастические, но фильму это никак не помогает. Здесь же мы наблюдаем за выдающимся почерком Батыра, который усиливает драматургию, атмосферу и эмоции от сериала. Все снято в формате 4:3 (почти квадратное), как выглядели видео в 96-м году. Это частый прием, который отсылает нас к ощущению просмотра картин из 90-х. А еще такое соотношение сторон как бы символизирует тюремную камеру, появляется ощущение сжатости, ограниченного пространства, как будто зритель сам находится камере. Это определенно добавляет атмосферности.
В конце каждой серии остается мрачный, тягучий осадок. Но также непреодолимое желание смотреть дальше. Как это работает? Почему мазохизм заложен в российском зрителе на генетическом уровне? Вопросов много.
Популярное
Быстро «Царевна-лягушка» снимается, да не скоро позор забывается
На российские экраны вышла очередная сказка - на этот раз с Никитой Кологривым и Валентиной Ляпиной. И стала одной из худших за последнее время.
Динара Курбанова: «Всегда хочется пошутить смешнее»
Поговорили с комикессой о детстве в таежной деревне, юмористических шоу и самом неудачном выступлении.
«Между нами химия»: жизненный сериал с Сашей Бортич, заставляющий верить в чудо
Новый проект от Wink попадает прямо в сердечко.
Сериал «Аутсорс» отправляет в аут всех конкурентов, но делает больно
На Okko вышла одна из главных премьер года с Иваном Янковским в главной роли про тюремных надзирателей на Камчатке в 90-х.