Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

Семь статуэток ушли «Оппенгеймеру»

Как прошел самый предсказуемый «Оскар» в истории и кто еще затесался в тени триумфатора?

В Лос-Анджелесе завершилась 96-я церемония вручения наград Американской киноакадемии «Оскар». Фильмом года стал (как и предполагалось) масштабный байопик Кристофера Нолана «Оппенгеймер». Лента собрала в общей сложности семь наград, включая режиссуру, мужскую роль (главную и второго плана), монтаж и другие — но в этом году конкурентов у картины и не было. Уэс Андерсон взял свой первый «Оскар» за лучший игровой фильм, а Билли Айлиш в свои 22 года урвала вторую статуэтку в категории «Лучший саундтрек».

Автор фото: Getty images

Второе место по количеству статуэток после «Оппенгеймера» заняли «Бедные-несчастные» — из 11 номинаций они получили четыре награды. «Маэстро» Бредли Купера тоже претендовал на награды в нескольких категориях, но оказался без статуэток, как и фильм Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны».

Чем запомнится 96-й «Оскар»

Раньше ценности, которые проповедовал «Оскар», были намного более разнообразны и общественно ценны. Это становится очевидно, если проанализировать победителей прошлых лет. «Оскар» всегда ценил ленты, рассказывающие оптимистичные красивые истории, призывающие зрителя верить в добро: «Миллионер из трущоб», «Король говорит», «Зеленая книга». Американская кинокомпания особо отмечала реалистичные, жестоко критикующие сущность современного общественного устройства ленты: «Столкновение», «В центре внимания», «Лунный свет», «Паразиты». И, конечно же, жюри ценили истории, раскрывающие сложную противоречивую сущность человеческой природы: «Отступники», «Старикам тут не место», «Бердмэн».

С победой «Все везде и сразу» стало ясно, что это был не единичный случай и такие ленты действительно станут идеологической доминантой ближайшего времени. Гендерная и политическая повестки встали на первый план, и, казалось бы, уже нельзя и вообразить, что фильм с белокожим мужчиной в главной роли сможет впечатлить Американскую киноакадемию. Однако 96-я церемония вернула нас назад в прошлое, когда главного «Оскара» получали фильмы, олицетворяющие американскость.

Как прошла церемония награждения

Уже неизменный ведущий Джимми Киммел начал церемонию с небольшого «стендапа» в своем фирменном исполнении, пройдясь по звездам, сидящим в зале. И казалось бы, самой предсказуемой премии «Оскар», расписанной по часам, большем нечем было развлечь зрителей. Но это только казалось. Церемония уже успела разлететься на мемы — в том числе благодаря исполнителю одной из главных ролей в «Анатомии падения» псу Месси. Аплодирующий вместе со всеми четвероногий друг в бабочке вызвал бурю эмоций у зрителей праздничной церемонии. Обидно, что вопреки ожиданиям ведущий так и не вывел этого почетного артиста на сцену. Возможно поэтому Месси решил похулиганить и «пометил» звезду Мэтта Деймона (не самого конечно лишь звезду на Аллее славы). Более наглядной отсылки на давний конфликт Киммела и актера не придумаешь (Киммел часто шутил, что приглашать Деймона на «Оскар» некогда, а потому он на ней не появляется).

Восторг вызвало и анонсированное за неделю громкое выступление Райана Гослинга с песней I'm Just Ken из фильма «Барби». Черно-розовая костюмная отсылка к знаменитой сцене из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» с Мэрилин Монро выступления в финальной части получилась довольно остроумной и стоила того, чтобы не спать до шести утра! Песня Кена точно войдет в историю «Оскара» как одно из самых ярких и масштабных выступлений.

Лучший фильм — «Оппенгеймер»

Нолановский «Оппенгеймер» стал абсолютным лидером по количеству главных наград: «Золотой глобус», BAFTA, Critics Choice Awards, премия Гильдии режиссеров и продюсеров США, наконец, «Оскар».

Двенадцатый и один из самых кассовых фильмов британского режиссёра и сценариста Кристофера Нолана, повествующий о физике-теоретике Роберте Оппенгеймере, стоявшем во главе первых разработок ядерного оружия. Нолану удалось снять самый прибыльный байопик в истории кино и рассказать важную повесть, отголоски которой продолжают жить и сегодня.

Тут все без интриги. В этом году «Оскар» был настолько очевиден, что его не было смысла смотреть. Некоторые особенно отчаянные пророчили возможную победу фильму Лантимоса «Бедные-несчастные», но этот прогноз мало кому казался возможным.

Другие номинанты:

— «Анатомия падения»;

— «Убийцы цветочной луны»;

— «Бедные-несчастные»;

— «Зона интересов»;

— «Американское чтиво»;

— «Барби»;

— «Оставленные»;

— «Маэстро»;

— «Прошлые жизни».

Автор фото: Getty images

Автор фото: Getty images

Лучший режиссер — Кристофер Нолан, «Оппенгеймер»

Кристофер Нолан, который за свою многолетнюю карьеру получил в общей сложности 28 номинаций на «Оскар», впервые уехал домой со статуэткой за режиссуру. За свой долгий творческий путь автор был номинирован в качестве лучшего режиссера на «Оскар» два раза, в прошлый раз за фильм «Дюнкерк». А его дебютная картина «Мементо» в 2002 году претендовала на статуэтку за лучший сценарий.

Другие номинанты:

— Жюстин Трие, «Анатомия падения»;

— Мартин Скорсезе, «Убийцы цветочной луны»;

— Йоргос Лантимос, «Бедные-несчастные»;

— Джонатан Глейзер, «Зона интересов».

Лучшая мужская роль — Киллиан Мерфи, «Оппенгеймер»

Безоговорочным человеком года стал Киллиан Мерфи. За 18 лет совместной работы с Ноланом (шесть фильмов) «Оппенгеймер» стал первой главной ролью ирландца в научно-фантастических эпосах. Актер, игру которого критики всегда оценивают весьма высоко, за карьеру претендовал лишь на несколько кинонаград: «Золотой глобус», «Сатурн», BAFTA и премия Европейской киноакадемии. Но его противоречивая роль отца атомной бомбы не смогла оставить равнодушным никого, и заветная статуэтка была передана прошлым, не менее важным победителем Бренданом Фрейзером, в руки Киллиана.

Другие номинанты:

— Пол Джаматти, «Оставленные»;

— Джеффри Райт, «Американское чтиво»;

— Брэдли Купер, «Маэстро»;

— Колман Доминго, «Растин».

Лучшая женская роль — Эмма Стоун, «Бедные-несчастные»

Смелый подход к выбору ролей делает Стоун одной из самых разноплановых актрис своего поколения. В «Бедных-несчастных» она играет девушку, которой пересаживают мозг ее неродившегося младенца. В роли Беллы Бакстер Стоун мастерски примеряет на себя образ ребенка и снимается в откровенных сценах.

Роль сумасбродной Беллы принесла Стоун четвертую актерскую номинацию и вторую победу в категории «Лучшая женская роль». Ранее академики выделили ее работу в мюзикле «Ла-Ла Ленд».

Другие номинанты:

— Аннетт Бенинг, «Дайана Найэд»;

— Лили Гладстоун, «Убийцы цветочной луны»;

— Сандра Хюллер, «Анатомия падения»;

— Кэри Маллиган, «Маэстро».

Автор фото: Getty images

Лучший актер второго плана — Роберт Дауни-мл., «Оппенгеймер»

Миллиардер, филантроп, а теперь еще и обладатель своего первого «Оскара» — Роберт Дауни младший! Номинация, в которой действительно была интрига — лучший актер второго плана. Статуэтку могли забрать как Райан Гослинг, так и Роберт де Ниро. Но член комиссии по атомной энергии США Льюис Штраус благодаря совместной работе Нолана и блистательной игре Роберта Дауни младшего буквально ожил на наших глазах, что не могло не быть вознаграждено киноакадемией.

Другие номинанты:

— Стерлинг К. Браун, «Американское чтиво»;

— Роберт де Ниро, «Убийцы цветочной луны»;

— Роберт Дауни-мл., «Оппенгеймер»;

— Райан Гослинг, «Барби»;

— Марк Руффало, «Бедные-несчастные».

Автор фото: Getty images

Лучшая актриса второго плана — Давайн Джой Рэндольф, «Оставленные»

Актерскую игру Давайн высоко оценили уже на прошлогодней несчастной бурлескной драме Сэма Левинсона «Идол». Эта номинация на «Оскаре» — первая в жизни актрисы и сразу победная.

Другие номинанты:

— Джоди Фостер, «Дайана Найэд»;

— Америка Феррера, «Барби»;

— Даниэль Брукс, «Цвет пурпурный»;

— Эмили Блант, «Оппенгеймер».

Автор фото: Getty images

Лучшая операторская работа — Хойте Ван Хойтем, «Оппенгеймер»

Первая награда «Оскар» в карьере нидерландско-шведского кинооператора, чье сотрудничество с Ноланом уже насчитывает четыре фильма. Разные форматы съемок, полное отсутствие спецэффектов, а также множество разнообразных персонажей и натуральные сцены объединены вместе благодаря использованию пленочной камеры Ван Хойтема.

Другие номинанты:

— Эдвард Лахман, «Граф»;

— Родриго Прието, «Убийцы цветочной луны»;

— Мэттью Либатик, «Маэстро»;

— Робби Райан, «Бедные-несчастные».

Лучший оригинальный сценарий — «Анатомия падения»

Фильм, в котором диалог — главная движущая сила. Благодаря Жюстин Трие и ее соавтору Артуру Харари трехчасовая драма о судебном разбирательстве превращается в современную версию «Сцен из супружеской жизни» Ингмара Бергмана.

Другие номинанты:

— «Оставленные»;

— «Маэстро»;

— «Май декабрь»;

— «Прошлые жизни».

Лучший адаптированный сценарий — «Американское чтиво»

Сценарий о писателе, который пытается разрушить устаревшие расовые стереотипы и делает это с помощью меташуток, трогательных семейных диалогов и уникального культурного кода. Фильм является дебютной работой Корда Джефферсона и основан на адаптации романа Персиваля Эверетта «Уничтожение».

Другие номинанты:

— «Зона интересов»;

— «Оппенгеймер»;

— «Барби»;

— «Бедные-несчастные».

Лучший анимационный фильм — «Мальчик и птица»

Долгожданное возвращение Хаяо Миядзаки и его третий «Оскар». В 2002 году аниматор получил приз за «Унесенных призраками», а в 2014-м — почетную награду. После смерти собственной матери юноша Махито Маки попадает в потусторонний мир благодаря говорящей серой цапле.

Оригинальное название фильма — «Как вы поживаете?» — взято из одноименной книги Ёсино Гэндзабуро 1937 года.

Другие номинанты:

— «Элементарно»;

— «Нимона»;

— «Мечты робота»;

— «Человек-паук: Паутина вселенных».

Автор фото: Getty images

Кто еще удостоился статуэтки

Лучший международный фильм — «Зона интересов»

Лучший оригинальный саундтрек — Людвиг Горанссон, «Оппенгеймер»

Лучшая песня — What Was I Made for, «Барби»

Лучшие визуальные эффекты — «Годзилла: Минус один»

Лучший монтаж — Дженнифер Лэйм, «Оппенгеймер»

Лучший звук — «Зона интересов»

Лучший грим и прически — «Бедные-несчастные»

Лучшие костюмы — Холли Уоддингтон, «Бедные-несчастные»

Лучшая работа художника-постановщика — Шона Хит, Джеймс Прайс, «Бедные-несчастные»

Лучший игровой короткометражный фильм — «Чудесная история Генри Шугара»

Лучший короткометражный анимационный фильм — «Война окончена! Вдохновлено музыкой Джона и Йоко»

Лучший короткометражный документальный фильм — «Последняя ремонтная мастерская»