afisha.day

Автор фото: afisha.day

Автор материала: Дарья Малиновская

«Одержимость» по-польски: в прокат выходит фильм «Джойка»

Танцовщик татарского театра оперы и балета Олег Ивенко исполнит роль мужа балерины Джой Уомак в байопике Джеймса Напье.

В российский прокат 11 апреля выходит фильм «Джойка». В Казани картину представил солист театра оперы и балета Олег Ивенко, который сыграл одну из главных ролей.

Драма, созданная новозеландским режиссером и сценаристом Джеймсом Напье, рассказывает историю американской балерины Джой Уомак, мечтающей стать частью мира элитного русского балета. Несмотря на возражения семьи, Джой отправляется в Россию, чтобы покорить ее, и учится в лучшей балетной школе. Но путь к успеху, как всегда, оказывается тернистым, полным коварства, зависти и изнурительных тренировок под руководством строгого педагога. Уомак становится одной из немногих американок, сумевших пробиться в жестоких реалиях российского балета. Несмотря ни на что, она стремится к вершинам, пытаясь быть похожей на своих русских кумиров и добиться уважения в лучшей балетной школе мира. Но за великолепием танцев скрывается жестокая реальность, полная боли.

Фильм основан на реальной истории Джой Уомак, американской примы-балерины, которая стала одной из немногих западных женщин, принятых в Академию балета Большого театра в России. Съемки фильма проходили в Польше в 2022 году. Автором идеи стала сама Джой. Решив рассказать миру историю о непростом пути профессионального становления балерины в атмосфере строгой дисциплины и жесткой конкуренции, она связалась с Джеймсом Напье, который с азартом взялся за написание сценария и постановку. Джеймс Напье — режиссер биографического жанра. Он работал над фильмом «Темная лошадка» о чемпионе по быстрым шахматам Генезисе Потини и над картиной «Уина», вдохновленной историей Уины Купер, лидера народа маори.

Автор фото: Афиша Daily

Автор фото: Афиша Daily

Автор фото: Афиша Daily

В «Джойке» появится звезда «Бесславных ублюдков» и двукратная обладательница приза за лучшую женскую роль международного Каннского кинофестиваля Дайан Крюгер, которая примерила образ бывшей примы-балерины Татьяны Волковой — строгого, но справедливого педагога и директора хореографического училища, отдавшей свою жизнь балету. Также в проекте приняла участие и только начинающая свой путь в кино Талия Райдер (известная своей ролью в фильме «Дурные деньги»), сыгравшая главную героиню. Главную мужскую роль исполнил казанский артист Олег Ивенко — и это вторая его роль в кино. Дебют Ивенко случился в 2018 году, когда он воссоздал образ великого балетмейстера Рудольфа Нуриева в фильме знаменитого британского актера и режиссера Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон». Также в картине снялись Борис Шиц, Томаш Кот, Каролина Грушка и Наталия Осипова, сыгравшая саму себя.

Интересно, что имя главной героини Joy переводится как «радость». И это отлично подчеркивает нрав девушки. Наполненная радостью и воодушевлением улыбающаяся Джой приходит на свой первый урок в академии, но сталкивается с суровой реальностью: в суровом мире балета ей приходится адаптироваться к жесткой конкуренции. Каждый год тысячи российских танцовщиц борются за место на сцене, и никто не хочет уступать иностранке. Имя девушки тоже меняется — в России ее называют Джойка, и оно приобретает новое звучание, дублируя трансформацию главной героини.

Важным действующим лицом наряду с Джой и балетом становится цветовое решение кадров. Автор мастерски привлекает внимание к ключевым сценам: например, когда главная героиня приходит с Николаем на день рождения его одногруппника, все окутано ярко-красным мигающим светом. Красный цвет в данном контексте одновременно подчеркивает опасность, напряжение и трудности на пути героини, но также и ее страсть к искусству. Изображая Москву в серых тонах, автор показывает, что только балет наполняет мир Джой красками.

Еще один интересный прием проявляется в намеренном отключении цвета в нескольких сценах, при этом цвет уходит неожиданно, прямо посреди эпизода, и возвращается так же. Черно-белые вставки в цветной картине — это всегда своеобразное «ударение». Поскольку этот маневр Напье использует в ленте несколько раз, можно связать его с напутствующей фразой Татьяны Волковой, обращенной к девушкам-балеринам: «В жизни есть лишь несколько моментов, которые определяют все, что будет после. Так что постарайтесь узнать их, когда они настанут». Режиссер помогает зрителю не пропустить события, определяющие героиню и ее судьбу. Во время каждой черно-белой сцены Джой приходится принимать не всегда очевидное, но всегда сложное решение, переводящее ее на другой уровень — как личность и как профессионала.

При просмотре «Джойки» всплывают ассоциации с фильмом франко-американского режиссера Дэмьена Шазелла «Одержимость». Тот же одержимый делом главный герой, тот же деспотичный наставник, те же разрушенные отношения с близкими людьми из-за непонимания безумной страсти к непростому виду искусства. Основная мысль фильма — отрицание всего того, во что мы привыкли верить, думая о творчестве. Талант всегда пробьет себе дорогу? Ничего подобного: посредственности и чуть менее талантливые коллеги сожрут тебя, будь ты хоть Наталией Осиповой наших дней. Семья всегда поддержит тебя, а романтические отношения окрылят? Забудь: родители не поймут безумной страсти к искусству, а мужчина будет лишь отнимать время. Попадешь в престижную школу, и весь мир будет у тебя на ладони? Как бы не так. Ты будешь бороться за каждую минуту нахождения в «элите», но это не гарантирует тебе удачу, а удача не гарантирует, что о тебе не забудут на следующее утро.

Автор фото: Афиша Daily

В какой-то же момент лента будто вторит «Черному лебедю» Даррена Аронофски: Джой находится на грани потери себя ради своей цели. Это фильм про самоуничтожение ради искусства. А на что способен человек, одержимый пуантами, и предстоит узнать зрителю. Эта история будет интересна не только людям, связанным с балетом. Технически выполненную на высоком уровне картину по достоинству оценят и любители заглядывать в потемки человеческой души.