Иван Баранов: «Я хочу, чтобы люди получали удовольствие от того, что смотрят»
Поговорили со сценаристом и шоураннером «Подслушано в Рыбинске» о борьбе с прокрастинацией и о том, почему в российском кино дефицит кадров.
Иван Баранов — сценарист, продюсер и шоураннер. Родился он в Улан-Удэ, а юность свою провёл в Рыбинске. Профессию он выбрал не сразу — сначала Иван переехал в Москву для изучения IT. Как часто это бывает среди людей из творческих индустрий, Иван попал в сферу сценарного мастерства случайно — начал играть в студенческой команде КВН. Сегодня Баранов пишет в основном для сериальных проектов: «Красная 5», «Капельник», «Гости из прошлого», «Счастье моё», «Подслушано в Рыбинске». В интервью для GALA поговорили с Иваном о дефиците кадров киноиндустрии, о том, что сериал «Подслушано в Рыбинске» частично основан на его воспоминаниях о юности.
— Ваша юность прошла в Рыбинске. В сериале есть персонажи, места или ситуации, списанные из реальной жизни?
— Стопроцентного попадания нет. Это, скорее, собирательные образы, которые на чем-то основываются. Например, Ширмик (Рузиль Минекаев): я взял за основу своего друга детства, Сашу Шарманова, и полностью дал персонажу его имя, фамилию и прозвище. Не могу сказать, что это точное попадание, но в этом герое есть какая-то дуринка, которая есть в Саше. Это такой парнишка, который постоянно попадал в какие-то неприятности. Он прежде всего действовал сердцем, а не головой.
Взять того же следователя Зою. У меня была одноклассница — Юля Григорьева (и я даже дал Зое такую же фамилию). Она работала следователем, и я это тоже перенес на экран.
На рыбинском телевидении в мою юность был мужчина-ведущий — его знал весь город. И я взял его за прообраз главного героя. Но ничего общего, конечно, между нашим Костей и настоящим телеведущим из Рыбинска нет.
— А если говорить о противоположной ситуации - бывало ли у вас такое, что вы пишете персонажа под реального человека?
— Нет, не было такого. В случае сериала каркас у меня выстроен вокруг главного героя, которого исполняет Тимофей Трибунцев (он же Юра). Изначально у меня был Лёша в сценарии. Я вообще в каждом сценарии стараюсь делать персонажа с этим именем, потому что я очень хотел сына, но сын у меня так и не родился. Поэтому имя, которым я хотел его назвать, перекочевало в сериалы.
Юра, по большому счету, моё альтер-эго. Я представил, что было бы, если бы я остался в Рыбинске и, допустим, работал бы в творческой профессии. Например, журналистике. Что было бы, если бы моя жизнь сложилась не так удачно?
Юра — типичный неудачник, у которого в жизни всё плохо. Хотя он талантливый человек. У него есть звание лучшего журналиста области, которое как бы есть, но как бы его и нет. Он сталкивается с проблемами в семейной жизни, он не уверен в себе, его не уважают дочь и жена. Я представил самое страшное, что могло со мной произойти — и начал над этим работать.

— У каждого художника формируется авторский стиль, свой язык. Как вы охарактеризовали свой? Что, на ваш взгляд, делает его узнаваемым?
— Честно сказать, никогда об этом не думал. Наверное, не мне нужно об этом судить. Я знаю, что в своих работах я стараюсь найти что-то позитивное. Даже в «Подслушано в Рыбинске» я хотел сделать смешение жанров — это и триллер, и драма, и местами комедия. Хотел, чтобы люди получали удовольствие от того, что они смотрят. Это главная цель, которую я стараюсь достичь. Получается это или же нет — уже не имеет значения.
— Сколько времени у вас занимает написание одной серии? От чего, помимо хронометража, зависит темп работы?
— Проблема-то одна: если ты придумал, о чём будешь писать - пишешь всё быстро. Если не знаешь или не придумал, что будет дальше — то происходят какие-то муки.
— В одном из интервью вы говорили, что сталкиваетесь с прокрастинацией в работе. Как вы с ней справляетесь? Вам вообще сложнее начать работу, или её закончить?
— Очень проблематично начать. Ты придумываешь себе кучу дел, которые надо сделать, чтобы не начинать. Но если ты погрузишься в это состояние - тебе уже тяжело будет вырваться. Если тебя что-то отвлекает, ты выпадаешь из процесса, и потом тебе снова надо 20-25 минут, чтобы настроиться. Начинаешь делать бесполезные действия: например, проверяешь почту. Смотришь, написал ли тебе кто-нибудь: тебе это не надо, но руки сами начинают заставлять тебя это делать. Я пока не знаю, как бороться с этой проблемой. Медитация вот только помогает или ещё что-то, что настраивает на рутинную работу.
— Может, вы пробовали что-то вроде диджитал-детокса? Сейчас эта тема популярна среди людей, которые занимаются творческой работой.
— Бывает, что я прям выключаю телефон и убираю его куда-нибудь на шкаф, чтобы мне ничто не отвлекало. Такие вещи заставляю себя делать.
— Вы участвуете иногда в съемочном процессе. Где заканчивается ваша ответственность и начинается ответственность режиссёра?
— Я стараюсь присутствовать на съемочной площадке, но, к сожалению, не всегда получается это сделать. Пока идет съемочный процесс — я пишу уже следующий сценарий, чтобы потом опять же его запустить. Я точно всегда стараюсь быть в начале съемок, чтобы синхронизироваться с режиссером и понимать, что мы действуем в одном направлении.
Что касается ответственности... Конечно, на съемочной площадке главный — режиссёр. Но тут ещё зависит от того, как мы провели предподготовительный период — если мы на нем полностью синхронизировались, то на съемочной площадке никаких проблем быть не должно. Дальше мы уже обсуждаем этап монтажа. На съемочной площадке все-таки должен быть один человек, который работает с артистами. Я доношу свои мысли до режиссёра, а он транслирует их на артистов.
— Были ли у вас когда-нибудь разногласия с режиссером на съемочной площадке? Как вы с ними справлялись?
— Что касается столкновений интересов каких-то — если вы на этапе подготовки уже обо всем договорились, то и столкновений как таковых не должно быть. Иногда я могу просить продюсерский дубль. Это когда я говорю, что нужно так, а режиссер говорит, что нужно по-другому. И мы делаем дубль режиссерский и дубль продюсерский. Но в случае «Подслушано в Рыбинске» такого не было — мы всегда понимали, что делаем одно — снимаем фильм.
— Вы говорили о том, что в сфере сценарного искусства в нашей стране сейчас дефицит кадров. Как вы думаете, с чем это связано?
— Тяжело ответить на этот вопрос однозначно. Снимается очень много проектов, и просто иногда не хватает людей, чтобы закрыть все потребности. Когда я начинал писать сценарии, для меня вопрос денег всегда стоял не на первом месте. Мне было важно сделать какую-то фильмографию, какой-то проект, от которого ты сам получишь удовольствие. Я прекрасно понимаю, что несколько лет своей жизни я занимался сценарным мастерством в свое удовольствие, а зарабатывал другими вещами. Но не все готовы на такие условия.
— А какой бы совет вы тогда дали сценаристам, которые начинают свой путь?
— Ну, самое оптимальное — писать и получать опыт. Это как идти в разведку. Еще не забывать переписывать. Также важно понимать, что у рынка есть потребность в определенных сценариях. Кто-то хочет писать свои вещи, но они могут быть не востребованы. Все эти факторы составляют нынешний российский кинематограф. И в этом и заключается проблема нехватки кадров. Хотя, на самом деле, она есть всегда.
— Вы сами занимались изначально IT-сферой, но это не помешало вам реализовать себя как шоураннера. Как вы думаете, нужно ли человеку, работающему в творческой среде, образование? Бытует даже мнение, что у людей, которые нигде не учились, более нестандартное мышление, не обремененное правилами и шаблонами.
— Мое обучение - это обучение жизни, условно говоря. Понятно, что я читал книги, смотрел мастер-классы многих сценаристов и режиссеров, но это было самообучение. Самое основное — опыт. Нужна практика, практика написания. Сказать о том, что образование обрубает творческое начало, я не могу. Тут всё зависит от конкретного человека.
— В ваших сериалах диалоги персонажей звучат довольно органично. Почему сценаристы иногда выбирают «неживой» язык? Как будто все фразы какие-то рафинированные и ненастоящие. Причем, часто это можно заметить именно в отечественном кинематографе.
— Сам замечаю такое. Бывает, смотришь фильм или сериал и думаешь: «Ну, не говорят так». Как я с этим работаю? Я перечитываю вслух сценарии. Если я где-то спотыкаюсь — я переписываю фразу. Для меня диалоги должны литься. Мне как-то делал комплимент Пётр Валерьевич Тодоровский — он читал мой сценарий и сказал: «Я не заметил, как пролетела страница».
Ты не должен перечитывать сценарий и пробираться сквозь сюжет. Я себе представляю каких-то героев (из реальной жизни или актёров), которые могут разговаривать так, как мне надо. Если ты профессор — ты должен говорить как профессор, а если парень с улицы — то говорить, как парень с улицы. Это немножко похоже на бред сумасшедшего, когда ты сидишь и сам с собой разговариваешь, но так оно и есть — ты просто разными голосами у себя в голове устраиваешь диалог.
— Вы называете себя шоураннером — слово не для всех понятное. Как бы вы его описали простым языком?
— Шоураннер - это сценарист с функцией продюсера. Например, на проекте «Красный 5» я выступал не как шоураннер, а как креативный продюсер. Потому что там я работал с материалом в общем, но написал его другой сценарист. На «Подслушано в Рыбинске» и следующем проекте, над которым я работаю, - «Остаться друзьями», - я продюсирую всё. От идеи до финальной реализации. Здесь я полностью отвечаю за качество материала.
Я придумываю, пишу, дальше мы находим режиссёра. Находим его, потом выбираем артистов — на каждом этапе я присутствую. Вплоть до сдачи материала на канал или платформу я слежу за всем. Именно этим занимается шоураннер. Для меня это так. Думаю, шоураннером может быть не только сценарист. Человек, который просто придумал идею — он уже может быть продюсером, автором идеи.
— Вы говорили о проекте «Остаться друзьями» - это ведь ситком?
— Да, это будет больше ситком. Он получился трогательный, лиричный и в меру смешной. Я написал так, чтобы приходя домой после работы, я включал что-то, что приносит мне удовольствие. И чтобы это были не просто хиханьки-хаханьки, а полноценный сюжет, со своими трогательными моментами.
Я обожаю сериалы «Друзья» и «Как я встретил вашу маму» - и мой проект как раз вдохновлен ими. Абсолютно каждая серия здесь — это отдельная история. Еще там очень хороший актёрский состав.
— «Как я встретил вашу маму», «Друзья» - это классные сериалы, но они ведь продукты своего времени. Сейчас ситком зрителей раздражает закадровым смехом или какими-то устаревшими приемами. Вы адаптировали под современного зрителя этот жанр?
— В сериале нет закадрового смеха. Да, он как и все ситкомы, четырехкамерный. Вообще, ситком как жанр — это четырехкамерная история, которая обычно снимается в павильоне со зрителями. Смех раньше, кстати, был настоящий. Это потом уже его стали накладывать.
«Остаться друзьями» уже снят современно. Но в нем есть классические ситкомовские приемы.

Популярное
Тралалело Тралала и Крокодило Бомбардиро: почему зумеры тащатся от нейромемов
Разбираемся, над чем сейчас смеётся молодежь и почему в топе абсурдный юмор.
Начинается пора отпусков: куда ехать, чтобы не дорого?
Рассказываем, куда ехать в России и не в России (в пределах 100 тысяч рублей).
Мал сериал, да дорог: подборка мини-проектов, с которыми вы справитесь за вечер
Если боитесь тронуться умом от переизбытка информации, сюжетных поворотов и количества серий в некоторых проектах, вам сюда.
Второй сезон сериала «Одни из нас» перепрыгнул планку, которую сам же задрал
Самый модный и популярный проект про зомби-апокалипсис по невероятно успешной компьютерной игре вернулся. Оправдает ли он высокие ожидания фанатов?