Павех Хацаюк/GALA

Автор фото: Павех Хацаюк/GALA

Автор материала: Михаил Стеняшин

Чувашский колорит и любовная лирика: выставка Праски Витти в Казани

Этно-художник представил свою новую серию работ, посвящённых стихам о любви.

В Казанской Галерее современного искусства открылась новая экспозиция. К нам со своей серией работ «Любовная лирика великих поэтов» приехал художник Виталий Петров, больше известный под своим псевдонимом Праски Витти

Виталий Петров — это не только заслуженный художник России, но ещё и  народный художник Чувашии, художник-монументалист, живописец, график, иллюстратор и мастер искусства горячей эмали. Праски Витти (оба ударения на последний слог) можно назвать одной из главных фигур движения этномодернизма в мире. Его творчество заслужило признание далеко за пределами России, а работы выставлялись в галереях США, Германии, Японии, Франции и других стран. Этномодернизм — это направление, которое отвергает привычные устои изобразительного искусства, но в то же время чтит память поколений и обращается к национальным и этническим мотивам в творчестве. В случае Виталия — это чувашская культура. 

Выставка открылась в день 88-летия художника. Виталий Петрович рассказал, что был очень тронут предложением организовать выставку в Казани. На открытие пригласили множество почётных гостей и друзей художника, среди которых сам Виталий отметил поэта Рената Харисова, чьи стихи стали основой одной из картин на выставке, и члена Союза художников РТ Хамзу Шарипова

Сама выставка включает в себя больше 90 листов графики со строфами из стихотворений и песен совершенно разных стран, народов и эпох: там можно найти как поэтов Древней Греции, так и французских литераторов, неизвестных творцов из Кореи 17 века, итальянских классиков времён Ренессанса, российских, и также советских писателей Серебряного века.

Это нельзя назвать иллюстрацией: работы скорее похожи на уникальное творческое прочтение стихов, которое обратилось в графику. Картины монументалиста стали своеобразным сплавом литературы и изобразительного искусства. Экспозиция организована максимально традиционно — просторный белый зал ГСИ аккуратно завесили обрамлёнными листами графики. Хоть все работы и оформлены в одинаковом стиле, каждый холст можно разглядывать подолгу: узнавать о новых для себя творцах и останавливаться у картин со стихами известных имён, вычитывать выбранные художником строфы, по-разному осмыслять и интерпретировать рисунки.

Самой запоминающейся для нас стала череда картин со строфами поэтов Серебряного века. «Реквием» Марины Цветаевой о любви к жизни превратился в абстрактные угловатые фигуры, где можно разглядеть дом и саму поэтессу, или невероятно известное и трогательное стихотворение «Лиличке» Владимира Маяковского, где с помощью двух образов и живых и наглядных эмоций, превратившихся в реальность, художник обратил чувства поэта в графику. 

Каждый сюжет, каждая эмоция и в целом впечатление от картин совершенно разные. Казалось бы, вся выставка — это одна большая серия однотипных работ, но если приглядеться, то в каждой из них можно почувствовать душу, особенность заложенной эмоции. Это большая коллекция, собранная из веков истории, жизни народов и чувств людей, объединённая главным мотивом — любовью.